Цели: Через восприятие произведения увидеть, понять духовные ценности- Истину, Добро, Красоту, помочь учащимся приобщиться к общечеловеческим, духовным ценностям, постичь, впитать их и быть по настоящему богатым, через собственный внутренний опыт,через личные эмоциональные переживания.
Задачи: Познакомить с новым художественным произведением, осознать его смысл.
Определить свое отношение к поступкам героев, сравнивать, анализировать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 4 класс " Где живет красота" »
Где живёт красота?
Урок литературы.
Цели: через восприятие произведения увидеть, понять духовные ценности – Истину, Добро, Красоту, помочь учащимся приобщиться к общечеловеческим, духовным ценностям, постичь, впитать их и быть по – настоящему богатым через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
Задачи: 1) Познакомить с новым художественным произведением, осознать его смысл.
2) Определить своё отношение к поступкам героев, сравнивать, анализировать,
выразить отношение к героям через выразительное чтение.
3) Искать пути решения проблемы, сотрудничая в группе, научить дружно
- Я, размышляя над этим вопросом, дети, часто представляю себе, как человек на земле впервые увидел, услышал, почувствовал красоту и от этого испытал первую радость!.. Человек услышал пение своего сердца и пожелал поведать об этом другим людям.
- А как вы думаете, что такое красота? (это то, что приятно и нравится всем людям, это всё прекрасное, что окружает человека и вызывает в нём радость)Что говорится о красоте в толковом словаре? (читаем на листе) «Красота – это всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».
- Что вы представляете, когда слышите слово: красота? Напишите ассоциации к этому слову. ( Работа в группах: а) индивидуально, б) в парах, в) обсуждение в группе, г) выступление спикера. )
У каждого человека своё представление о красоте. Вот видите, каждый из вас видит красоту по своему: восход или заход солнца, картины природы, пение птиц, музыка, танец, спорт, мать, держащая ребёнка на руках. Дети, для чего нужна нам красота? (ответы детей) Правильно, красота украшает наш мир, делает нашу жизнь радостнее, пробуждает в человеке лучшие его качества.
- А как вы думаете, где живёт красота? (в наших сердцах)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы смог увидеть в предмете красивое?(Человек должен быть добрым, внимательным, впечатлительным, сердечным, наблюдательным, приметливым. Видеть красоту может только тот, у кого красиво на сердце, у кого душа стремится к гармонии - физическое здоровье, духовные ценности, отношения с окружающими).
- Кто – нибудь из вас слышал имя Василия Александровича Сухомлинского?
- Этот человек прожил сравнительно недолгую жизнь, но ему удалось оставить свет и тепло в сердцах многих людей, в том числе и таких, как вы, ребятишек – школьников. Однажды Василия Александровича спросили: «Что самое важное было в вашей жизни?», - он без раздумий ответил: « Любовь к детям».
- Как – то учитель рассказал своим маленьким ученикам притчу с не совсем обычным названием «Красота».
- Скажите, легко ли отыскать красоту?(Красоту не нужно искать, она окружает нас, она в каждом предмете и человеке).
- Мне тоже захотелось прочитать вам эту притчу. Может быть она поможет нам понять, где живёт красота? Помните, что каждая притча хранит в себе сокровища человеческой мудрости. Но открываются они лишь самым чутким, самым внимательным из нас, умеющим слышать волшебное художественное слово.
Реализация. Чтение учителем притчи В. А. Сухомлинского «Красота».
Вопросы по тексту: ( раздаю по одному вопросу каждой группе)
1.О ком притча?
2.Что сказал человек с горячим сердцем?
3.Что сказал человек с холодным сердцем?
4.Люди с каким сердцем вы бы хотели, чтобы вас окружали и почему?
(Думаем 2 минуты индивидуально,
записывая в тетрадь всё, что приходит на ум; поделитесь в парах; обсудите в группе; скажите классу свои идеи).
Разминка.
- Взявшись за руки, повторяйте за мной слова следующих утверждений:
2.Человек с холодным сердцем. ( Равнодушный, мрачный, злой, раздражительный, высокомерный, тоскливый, самолюбивый) (Обсуждение в группах).
- Почему путники, которые искали одно и то же и шли одной и той же тропинкой, видели и находили разное? Давайте же попробуем разобраться вместе.
Работа в группах.
Каждая группа получает по 2 вырезанных из бумаги сердца.
- Раскрасьте своим цветом горячее и холодное сердца, как вы себе это представляете.
- Как вы думаете, какое у вас сердце?
Мимическая гимнастика
– Улыбнитесь друг другу. – Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека, у человека с горячим сердцем. – А какое выражение может быть у человека с холодным сердцем?
Чтение текста учащимися.
- Прочитайте текст так, как ведёт себя человек с горячим и холодным сердцем.
- Что объединяет этих людей? (Дополняют диаграмму)
- Можно ли как – то помочь человеку растопить холодное сердце? (быть добрым по отношению к этому человеку, вежливым, терпеливым, дружелюбным, стараться видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее).
Рефлексия. (Работа в группах)
- Напишите пожелание, совет, чтобы человек с холодным сердцем смог увидеть в обычном необычное.
( Работают индивидуально; обсуждают в парах; в группе выбирают лучшее пожелание; выступление спикера).
- Нужно ли искать красоту?
Чтение стихотворения учителем.
Где живёт красота?
Живёт повсюду красота,
Живёт не где – нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живёт повсюду красота
В любом цветке, в любой травинке.
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
Живёт повсюду красота,
Живёт в закатах и рассветах,
В лугах туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.
Живёт повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.
Слово учителя.
Истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки. Я желаю вам от всей души, чтоб вы могли разглядеть красоту во всём, что окружает вас. Если видеть во всём красоту, то и жизнь будет красивой.
Красота
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал:
- Какое оно сильное, могучее, вечное море. А человек с холодным сердцем сказал:
- Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
- Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем.
- Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нём. Вот и пылью покрыт он. Камень….
- Да, камень, но там, внутри, цветок розы, - возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец, из под осколков камня показался цветок изумительной красоты.
Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись и стали выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал: