Урок литературы "Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова " Бородино"
Урок литературы "Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова " Бородино"
Тип урока комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид: урок - размышление.
Форма проведения: групповая работа.
Цель урока является: воспитание любви и уважения к великому прошлому России средствами поэзии
Задачи урока:
Обучающие: познакомить с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, закрепить знания учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка, познакомить с новыми терминами; осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.
2. Развивающие: развивать мышление, внимание, память, логику, навыки работы с учебником и со стихотворным текстом; развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать, развивать речь.
3. Воспитывающие: воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны, прививать любовь к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова " Бородино" »
Урок литературы в 6Б классе
Учитель Кириченко Е.В.
Тема: Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино»
Тип урока: комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид: урок - размышление.
Форма проведения: групповая работа.
Используемые учебники и учебные пособия: Литература. 5 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Ф. Курдюмова.
Цель урока:воспитание любви и уважения к великому прошлому России средствами поэзии
Задачи урока:
Обучающие: познакомить с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, закрепить знания учащихся о композиции художественного произведения, изобразительно-выразительных средствах языка, познакомить с новыми терминами;
осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.
2. Развивающие: развивать мышление, внимание, память, логику, навыки работы с учебником и со стихотворным текстом; развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать, развивать речь.
3. Воспитывающие: воспитывать чувство любви и уважения к подвигам предков, к прошлому своей страны, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер, проектор,
Методы и формы работы:
1. Комментированное чтение стихотворения;
2. Беседа по прочитанному с элементами словесного рисования;
3. Работа над композицией произведения;
4. Словарная работа, работа над языком произведения;
5. Работа с иллюстрациями.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Приветствие. Сегодня у нас гости, поздоровайтесь
- Какой сейчас урок?
- Все ли готовы к уроку?
- Оля, ты меня слышишь? Саша?
- На уроке мы будем внимательно слушать, чётко проговаривать окончания и ставить ударения в словах, отвечать на вопросы, следить за дыханием
- Творчество какого поэта мы сейчас изучаем?
Речевая зарядка. Работа над дыханием
- Послушайте, как я прочитаю
С детских лет Лермонтов учился народной речи, слушая предания и песни о войне 1812 года.
- Скажем хором.
- Обратите внимание на числительное в предложении.
- Повтори, Катя
- С детских лет Лермонтов впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.
Актуализация знаний.
- Мы уже познакомились с биографией поэта и прочитали стихотворение «Бородино», узнали много новых слов, а сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с содержанием стихотворения М. Ю. Лермонтова, понаблюдаем за развитием сюжета и поведением героев. Нам предстоит выяснить, как поэт изображает Бородинское сражение, каким показывает русского солдата, потому что
тема урока: Героизм русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино»
- Прежде чем продолжить разговор, проверим домашнее задание. Вам предстоит ответить на вопросы викторины
Самостоятельная работа, взаимопроверка, 1 у доски
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Отвечайте на вопрос и вписывайте в горизонтальный ряд букву, которая стоит НАПРОТИВ ПРАВИЛЬНОГО ответа.
Если всё сделаете правильно, то из букв в клетках сложится ВОИНСКАЯ ПРОФЕССИЯ РАССКАЗЧИКА.
1. Расположение войск для ночлега:
А – бивак
Б – ночник
В – привал
Г – стоянка
7. Русских воинов автор называет:
В – храбрецы
Г – смельчаки
Д – витязи
Е – богатыри
2. Военный головной убор:
Н – кепка
О – ушанка
П – тюбетейка
Р – кивер
8. Командир воина-рассказчика, "отец солдатам", носил звание:
Р – полковник
С – подполковник
Т – майор
У – капитан
3. Укрепление для круговой обороны:
С – окоп
Т – редут
У – землянка
Ф – траншея
9. Сигнал к отступлению французам дали:
Ж – трубы
З – горны
И – барабаны
Й – пушки
4. Опора, на которую накладывается артиллерийское орудие для стрельбы:
Ё – затвор
Ж – цапфа
З – ствол
И – лафет
10. О Бородинском сражении герою стихотворения рассказывает:
О – брат
П – отец
Р – дед
С – дядя
5. Бородинское сражение началось:
И – днём
Й – вечером
К – ночью
Л – утром
11. Неприятельского воина рассказчик называет:
Т – мусью
У – синьор
Ф – мистер
Х – сэр
6. По словам автора, когда войско французов приблизилось к расположению русской армии, "верхушки леса" были:
Л – синего цвета
М – зелёного цвета
Н – красного цвета
О – жёлтого цвета
- Получилось слово АРТИЛЛЕРИСТ. Именно он, артиллерист, старый солдат является рассказчиком в стихотворении
Исследование текста.
Просмотр диафильма и чтение стихотворения учителем
- Внимательно послушайте, как я прочитаю стихотворение
Физкультминутка Марш
- Вы видели, какими стройными рядами шли русские полки? В армии солдат учили не только отважно воевать, но и красиво маршировать.
Пожалуйста, встаньте и выполняйте мои команды
- Раз-два, левой, ….
- Ать-два, левой…
- На месте стой, раз, два
Актуализация опорных знаний. Беседа по тексту стихотворения.
-Какова тема стихотворения? О чем оно?
- С чего начинает свой рассказ ветеран?
- В чем особенность построения стихотворения? Что оно собой представляет?
Прочитаем диалог
Вывод: Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
- Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит или посмотреть на иллюстрации. Каким вы его представляете? Давайте нарисуем его словесный портрет.
- Какие качества этого солдата вы можете назвать? Давайте снова обратимся к тексту стихотворения. Подтвердите строчками стихотворения
а) решительность
б) патриотизм
в) воинское братство, гордость:
г) готовность сложить голову за Родину на поле брани:
в) мужество, смелость:
-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?
- Как изображена Бородинская битва в стихотворении?
Как передана ожесточенность боя, какими выражениями?
Найдите в тексте строки, подтверждающие это.
Как вы думаете, с какой интонацией мы должны читать эти строки?
В чём, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
В каких словах выражена идея стихотворения?
Какими чувствами проникнуто это стихотворение?
Какое настроение возникает у вас при чтении стихотворения?
Война - это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”.
О войне 1812 года, о Бородинском сражении
Диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена.
Человек лет 45-50, с простым русским лицом, волосы и усы подернуты сединой – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер
«Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
«Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
«Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…» (9 строфа)
«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой»
«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
Гордость за русских солдат и скорбь о погибших
Усиление голоса, нагнетающая интонация
(Да, были люди в наше время.
Не то, что нынешнее племя.
Богатыри – не вы!)
Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров.
Стихотворение создаёт торжественное настроение.
- Бородинское сражение – великое историческое событие, предмет гордости всего русского народа. Бородинской битве, изображению подвига народа многие художники посвятили свои полотна.
Подведение итога урока.
- С какой целью М.Ю. Лермонтов обращается к теме Бородинского сражения?
- Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений?
Рефлексия.
-Ребята, выберете любую фразу и продолжите её.
Сегодня я узнал… о подвиге русских солдат
Было интересно… рассматривать иллюстрации
Было трудно… отвечать на вопросы
Теперь я могу…
Я научился… читать выразительно
У меня получилось…
Я смог… правильно ответить на вопросы
Я попробую… нарисовать картины боя
Мне захотелось… выучить стихотворение
Домашнее задание. Выучить строфы10, 11, 12 (описание боя) и нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам,
Выставление оценок
Словарь на доске
бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха;
добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью;
картечь - артиллерийский снаряд;
драгун - солдат или офицер кавалерии;
улан - солдат или офицер легкой конницы (особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом);
кивер - высокий головной убор у военных;
лафет - станок, на который укрепляется пушка;
редут - полевое укрепление, обнесенное валом.
Строфа – часть стихотворения, объединенная в единое целое ритмом, рифмой, темой
Мужество – присутствие духа в опасности.
Храбрость – отсутствие страха.
Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.
Удаль – безудержная, лихая смелость.
Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической ситуации.
1.Патриотизм – преданность и любовь к Родине, народу.
2. Смелость
3. Воинское братство, гордость
4. Мужество – присутствие духа в опасности.
5. Удаль – безудержная, лихая смелость
недаром – не без причины нынешнее племя – современники доля – судьба досадно – жаль, обидно ворчали старика – выражали недовольство чужие изорвать мундиры – уничтожить врага ушки на макушке – повышенное внимание ликовать – радоваться, выражать восторг лихость – удаль поведать – рассказать постоять головою – отдать жизнь в бою поле грозной сечи – поле боя