Тема: М.М. Пришвин "Предательская колбаса"
Цели: Формировать навыки чтения, организуя разные виды прочитывания.
Учить понимать эмоциональный тон произведений.
Развивать у детей речь, память, воображение, интерес к книге-собеседнику и их собственное мышление.
Воспитывать доброту к окружающей нас природе.
Ход урока
1 Проверка д/з
Интервью с героями рассказа «Заячьи лаки»
2. Введение в тему.
– Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя. Что знаем о нём?
– писатель
– путешественник
– фотограф
– охотник
– агроном
– сельский учитель
– военный журналист
– учёный природовед
– Кто же ещё Пришвин?
– Волшебник, обладающий силой слова
– Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учимся понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.
3. Чтение и работа над рассказом “Предательская колбаса”.
Прочитайте название рассказа. (“Предательская колбаса”) Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.
– Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)
– Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса – называется таким отвратительным словом.
– Понравился ли рассказ? Что понравилось? (дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)
– У меня создалось впечатление, что это, как бы продолжение той же истории. Как думаете, я права или нет?
– Этот рассказ отличается таким же проникновением во внутренний мир человека и животного.
– Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( “Собака – друг человека”.)
– Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.
– Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.
– Кто догадался, почему?
– Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.
Подружились с Рябчиком.
Ярик пропал.
Через неделю снова незаконный визит.
Хватило на две недели.
Виноват, прости!
Пожалуйте, молодой человек!
– Что означает слово визит? (обращение к словарю)
– Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.
– Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)
– Объясните значение слова “ верста”. (обращение к словарю)
– Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: “Я ничего не имел против…”
– Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.
– Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)
– Как понимаете значение слова “служба”? (обращение к словарю)
– Служба – обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.
– Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)
– Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. (чтение 1-го диалога)
– Нет! В первую очередь – беспокойство за жизнь собаки!
– Каким голосом разговаривал автор с Яриком?
– А результат? (прощал)
– Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?
– Почему же Ярик нарушал каждый раз своё “обещание”? Почему я употребила слово “обещание”, ведь собака ничего не может обещать? (Опять мысленные диалоги. Опять Пришвин – переводчик.)
– Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)
– Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)
– Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?
– Какая самая большая? Почему?
– Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.
Задание по группам: Проследим, что пишет автор о состоянии человека (1 группа), как раскрывается психология охотничьего пса (2 группа). Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?
Вывод: Язык произведений Пришвина выразителен!
– Вернёмся ещё раз к названию рассказа. Почему назван рассказ так?
– Особая теплота рассказа поражает нас и заражает таким же добрым отношением к животным.
– Подумайте, что если бы все, как автор, любили, тепло относились к своим четвероногим друзьям, так же разумно воспитывали? (высказывания детей о том, что не было бы бездомных, покалеченных, брошенных собак, кошек)
– Перечитаем концовку рассказа. Что заставило улыбнуться в очередной раз? (Пришвин обращается к Ярику: “Пожалуйте, молодой человек!”)
Итог:
Домашнее задание
Подумайте, а что дальше может произойти? Читаем рассказы Пришвина о животных.