Цель: пробудить интерес к личности поэта, стремление узнать больше о его судьбе и творчеству, создать условия для восприятия нового стихотворения
Мотивация.
1 .Виртуальная экскурсия в дом-музей М.Ю. Лермонтова в Тарханах
Представим себе, что мы находимся в доме-музее Лермонтова в Тарханах (слайд 1). Мы в зале, где представлены работы известных русских художников, изобразивших поэта, и его автопортреты(слайд 2).
Вглядитесь в лицо поэта. Что общего вы увидели в этих портретах?
А как вы думаете, почему в глазах поэта видна печаль? Что вообще может явиться причиной печали?
Сообщения учащихся о жизни Лермонтова
Ребята, на что в биографии Лермонтова вы обратили внимание? (В жизни поэта было очень много трагических минут, он чувствовал себя одиноким)
Отразилось ли это в его поэзии? Какие стихи вы можете назвать? («Парус», «Утёс»)
Работа с учебником. Выборочное чтение статьи А.И.Герцена.
Задание: выделить ключевые предложения, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова. («Произведения Лермонтова - всегда правдивое выражение глубоко пережитого», «Произведения Лермонтова отражают прежде всего его собственный мир - радости и печали, надежды и переживания», «... его стихотворения - самая полная его биография», «Его лирика всегда есть правдивое зеркало его души».
Давайте попробуем доказать верность утверждения слов Герцена и откроем новую страницу лирики поэта - стихотворение «Тучи».
Целеполагание.
Цель: учить самостоятельно формулировать цели урока
Какие цели вы поставите перед собой?
узнать, как это стихотворение «Тучи» связано с жизнью Лермонтова
понимать основную мысль стихотворения
понимать, какие чувства передаёт поэт в этом стихотворении
определять, как поэт выражает эти чувства, настроения
Актуализация знаний
Цель: знакомство с историей создания стихотворения «Тучи», подготовка к восприятию стихотворения.
1 .Работа с учебником. Чтение статьи с. 157 2.Слово учителя (дополнительная информация)
В тот далекий апрельский вечер в Петербурге поэт с особенной остротой ощутил грусть вынужденного расставания с «милым севером», с теми краями России, где он провел юность, которые были для него родиной. Не холодную, официальную столицу российской империи покидал он, а город, где еще недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из окон которого видны были и Нева, и Летний сад, и весеннее небо над ними. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Соллогуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!»... Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его».
О том, что переживал поэт в переломный момент своей жизни, к чему стремился, отчего грустил и страдал, мы узнаем, прочитав это стихотворение.
Этап погружения в текст.
Восприятие и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей стихотворения «Тучи» с личностью и биографией поэта
Какие чувства, настроения вызывает стихотворение? (ответы учащихся)
Какие бы краски вы выбрали, чтобы передать настроение стихотворения?
Рассмотрите гравюру художника Константинова. Какое настроение она вызывает и может ли быть иллюстрацией к стихотворению «Тучи»?
Освоение прочитанного.
Постановка проблемного вопроса:
- Каким мы видим лирического героя в стихотворении «Тучи»?
Внимательно и медленно прочитайте стихотворение ещё раз.
Опишите картину, нарисованную поэтом в первой строфе.
Как в ней проявляется присутствие лирического «я»? («Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»
Определите общее настроение. Найдите ключевые слова, создающие настроение.
Лексическая работа:
Как вы понимаете выражение «степью лазурною»? Что такое «лазурь», «лазурный»? (это голубой цвет)
В каком значении (прямом или переносном) употреблено это словосочетание?
Как называется это художественное средство? (метафора)
Есть ли в этой строфе другие метафоры? (цепью жемчужною) С какой целью использует их поэт? (он рисует чудесную картину природы)
Что же нарушает эту картину? (слово «изгнанники»)
Кого называют «странником», а кого «изгнанником»? В чем их сходство и различие?
Подберите синонимы к словосочетанию «вечные странники»?
(Странник - это тот, у кого нет крова, кто лишен родного дома, бесприютен; он скиталец, может быть, даже не имеет родины).
В стихотворении слово «странники» усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...»; и те, и другой вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером»),
Что представляет собой «сторона южная» (Лермонтова отправляют на Кавказ, где идёт война)
Прочитайте вторую строфу. В чем необычность её построения? (Все предложения вопросительные).
К кому же обращается поэт с вопросом и требует ли ответа? (он обращается к тучам, но на самом деле эти вопросы он задает себе)
Такой прием в художественной литературе называется риторические вопросы, они не требуют ответа, а употребляются для привлечения внимания читателя.
Назовите ключевые слова (зависть, злоба, преступление, клевета). Какие оттенки придают им эпитеты? Какую роль эти слова играют в этой строфе? (они обозначают мир гонителей)
Какая из возможных причин изгнания самая горькая для поэта?(«Друзей клевета ядовитая»). Почему? (На друзей всегда надеешься, а здесь они как враги. Он как бы в кавычках называет их друзьями. На самом деле они доносчики, они не любят поэта, хотят ему вреда)
Каким чувством наполнены эти строчки? (горечь, обида, гнев, боль)
Перечитайте третью строфу и подумайте, с каким чувством смотрит герой на убегающие тучи. (Он завидует тучам - Не завидует, а жалеет их)
Кто же прав?
Есть ли сходство между героем стихотворения и «тучками небесными»? (Нет, они противопоставлены)
Введения понятия «антитеза» (определение читают в учебнике с. 251)
Вывод: антитеза - основной приём построения стихотворения.
Анализ композиции стихотворения.
Послетекстовый этап.
Каким же видим лирического героя? (Это одинокий, страдающий человек, оторванный от родины, близких и родных людей, он глубоко и остро переживает горечь изгнания, непонимания).
Какие выразительные средства использовал поэт для создания образа героя (метафоры, сравнения, эпитеты, антитезу).
Творческая работа «Что я почувствовал, слушая стихотворение «Тучи»
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «Тучи», нарисовать иллюстрации к стихотворению, подготовить слайды «Стихотворения Лермонтова в творчестве русских художников»
Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся Рефлексия.
Можете ли вы ответить на вопрос: «Почему в глазах Лермонтова мы читаем тоску, печаль?»