Урок литературы в 6 классе «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества»
Урок литературы в 6 классе «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества»
Целью данного урока является: знакомство воспитанников с представлениями православных христиан о Боге как о Творце, создавшем мир и любящем Своё творение; развитие речи и обогащение лексического запаса детей, активизация работы воображения и эмоционально-образной памяти.
Задачи урока:
Обучающие: раскрывать воспитанникам основные представления православия об устроении мира и его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи. Учить пользоваться понятиями «тьма, свет, вода, небо, человек» как обобщёнными, распространяющимися на весь мир, объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.
Развивающие: способствовать развитию у воспитанников образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства.
Воспитывающие: воспитывать чувства целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества» »
Интегрированный урок по основам православной культуры и литературе
в 6А классе
«Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества»
Цели урока: знакомство воспитанников с представлениями православных христиан о Боге как о Творце, создавшем мир и любящем Своё творение;
развитие речи и обогащение лексического запаса детей, активизация работы воображения и эмоционально-образной памяти.
Задачи урока:
Обучающие: раскрывать воспитанникам основные представления православия об устроении мира и его Создателе. Обогащать словарный запас и образный строй речи. Учить пользоваться понятиями «тьма, свет, вода, небо, человек» как обобщёнными, распространяющимися на весь мир, объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.
Развивающие: способствовать развитию у воспитанников образного восприятия, чувства красивого и возвышенного. Содействовать становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, формируя высшие чувства.
Воспитывающие: воспитывать чувства целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.
Оборудование: выставка книг по основам православной культуры, иллюстрации, презентация, карточки, рисунки
План урока
1. Организационный момент
2. Словарный диктант
3. Выставка рисунков и беседа о красоте окружающего мира
4. Речевая зарядка.
4. Объяснение нового материала
* Библейское объяснение сотворения мира (учитель истории);
* Отражение библейского происхождения мира в произведениях устного народного творчества ( сказках, пословицах и поговорках) (учитель литературы)
3. Выставка детских рисунков и беседа о красоте окружающего мира (рассказы воспитанников о своих рисунках)
Учитель истории:
- Ребята, посмотрите вокруг! Нас окружает огромный мир. Как красиво! Высоко в небе летают птицы, в морях плавают рыбы, в лесах живут звери, люди строят дома, дети учатся в школе! Вы можете услышать, как звучит на все голоса мир вокруг нас. Журчит вода, шумит лес, поют птицы.
- Как появился этот сказочный мир? Почему мы живём на Земле?
Зачем живёт человек? Вы можете задавать много вопросов и искать на них ответы.
Учитель истории:
- Есть несколько версий появления окружающего нас мира: научная (эволюция… ) и библейская (создание мира Богом). Тема нашего урока – «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного народного творчества
В давние-давние времена жили наши предки (словарь на доске), им было дано Слово Божие, раскрывающее тайны сотворения мира. Об этом можно прочитать в священной книге – Библии.
Библия – это целое собрание книг, библиотека, созданная разными людьми, живущими в разные века. Библия раскрывает нам тайну происхождения мира
(показ разных Библий)
- Было время, когда ни земли, по которой мы ходим, ни солнца, которое даёт нам тепло и свет, ни людей, ни птиц, ни животных, ничего того, что мы видим, не существовало. Была тьма (словарь)
Всё получило своё начало от Бога. Мы Бога не видим, и видеть не можем. Он Дух, не имеет тела и ничего видимого. Возьмите тетрадь, помашите ею.
-Что вы чувствуете?
- Ветер.
- Ветер вы чувствуете, ощущаете. Он есть. Бога вы не видите, но можете почувствовать душой и сердцем. Нас же Бог видит всегда, он везде с нами. Поэтому, прежде чем что-то сделать, надо подумать.
Видимый мир, где мы живём, Бог создал за 6 дней. (Презентация)
В первый день Бог создал свет; и светло, светло сделалось на земле
Во второй день создал Бог твердь; по слову Божьему, открылся обширный небесный свод, который вы видите над собою.
В третий день Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места. И вдруг образовались ручейки, реки и озёра. Где же воды не было, там выдавалась сухая земля, на которой вы видите большие и малые горы. В третий же день Милосердный Бог и сказал: «Пусть произрастит земля травы, овощи и цветы».
В четвёртый день Бог повелел, и появилось солнце, луна и звёзды. Бог повелел солнцу всходить каждое утро и заходить каждый вечер.
В пятый день Бог сказал, и воды наполнились рыбою, птицы появились в воздухе и на деревьях.
В шестой день по слову Божию появились на земле животные: овцы, коровы, лошади и всякого рода звери вышли из земли; появились также пчёлы, муравьи, другие насекомые.
Когда Бог совершил все дела Свои, Он увидел, что всё, что Он сделал, было весьма хорошо. Всё было прекрасно. В неделе, как вам известно, семь дней, но в седьмой день Бог не создавал ничего. Седьмой день Он назвал днём Своим, потому что отдыхал от дел Своих.
- Ребята, о чём мы сейчас говорили?
Учитель литературы
- Для кого всё создал Бог? (для людей)
Поэтому люди не забывают его, почитают и благодарят.
Библейские сказания о сотворении всего на земле находят отражение в устном народном творчестве: в пословицах, поговорках и сказках, которых вы уже так много прочитали.
- Вспомните, что создал Бог в 1-ый день?
Работа у доски. (Картинки, изображающие творения Бога за 6 дней)
- А что в сказках обозначает темнота? (угрозу, страх, войну, нападение Змея-Горыныча)
Во 2-й день появляется земля и небо. Как в сказках говорится о земле? (Земля-матушка, земля-кормилица. Где брали силу сказочные богатыри? ( из земли). А Белая Лебёдушка из одноимённой сказки как превращалась в девушку? (ударившись о землю)
В 3-й день Бог повелел, чтобы вода отделилась от суши, реки, образовались озёра, реки и моря. Люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии, и в сказках она наделена волшебной силой.
- Какой бывает вода в сказках? Правильно, живой и мёртвой.
- В какой сказке живая вода помогает героям? («Сказка об Иване Царевиче, Жар птице и Сером волке», «Сказка о живой воде и молодильных яблоках")
В 4-й деньБог повелел, и появились небесные светила.
- Как люди называли солнце? (Красно солнышко, Ясно солнышко
- А какие слова говорили, когда надеялись на перемены к лучшему на следующий день? Эту поговорку и сейчас можно услышать
(Утро вечера мудренее)
В 5-й день появились рыбы, птицы появились в воздухе и на деревьях. Появляются они и в сказках.
- Назовите сказки, героями которых являются разные птицы. («Гуси-лебеди», «Финист - ясный сокол», …В русских сказках птицы представляют силы добра и зла, служат помощниками и посланцами сказочных героев, часто воюют между собой.
В 6-й день появляются различные животные, о которых написано много сказок.
- Какие сказки о животных вы знаете?
Разгадывание ребуса и сканворда
А
М
О
Р
Я
Ы
Ш
Т
Е
П
О
Ю
А
Р
Л
Р
Е
З
К
В
У
О
Х
М
К
Ь
Л
Ж
С
Ц
О
О
Ф
А
И
Д
Т
К
Л
И
С
Е
- Прочитайте названия сказок о животных, зашифрованных в сканворде.
- Зачем люди сочиняли сказки?
- Чему учат сказки?
Учитель истории
- Молодцы, ребята, вы знаете много сказок. Ещё раз повторили, как Господь за 6 дней сотворил этот прекрасный мир. Давайте прочитаем стихотворение:
Это Бог для нас с тобою
Праздник на земле устроил
И, любуясь этим даром,
Будем Богу благодарны
Он, кто создал мир чудесный,
Наш Отец, Отец Небесный!
- Какие слова благодарности мы чаще всего употребляем в жизни? (спасибо, благодарю). От каких слов происходит слово «спасибо»? Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».
- Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего? (Пожелание поддержки от Бога)
- Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь –
(Спаси, Боже)
- Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь?
(Спасибо говорим в повседневной жизни, а спаси вас Господи перед опасным, трудным делом).
Итак, ребята, даже в обычной жизни произнося слово «спасибо», мы, по сути, вспоминаем Бога. Послушайте внимательно молитву, в которой мы также обращаемся к Богу.
Звучит детский церковный хор
«Господи! Имя Тебе – Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омрачённую житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умиротвори мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня!»
Из молитвы выберите слова, которые характеризуют Бога. (Любовь, Сила, Свет, Мир, Милость)
Почему люди обращаются к Богу? (Чтобы Бог помог и поддержал человека в трудную минуту)
6. Подведение итогов урока
Курская школа-интернат І и ІІ вида
План-конспект
интегрированного урока
по основам православной культуры и литературе
в 6 А классе
по теме : «Библейские сказания о сотворении мира и их отражение в произведениях устного