Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе. К.Паустовский. "Телеграмма"»
К. Паустовский «Телеграмма»
Цели:
Познакомить с понятием «психологический пейзаж». Учить анализировать произведение.
Развивать умение сопоставлять и сравнивать эпизоды и образы.
Воспитывать любовь к матери, как к главному человеку на земле.
Задачи: Определить, какую нравственную проблему решает автор в произведении. Формировать у учащихся ведущих вопросов по пониманию рассказа.
Оборудование: картины осеннего леса, рисунки к рассказу, портрет Гоголя, план анализа.
Ход урока
I. Орг.момент.
II. Проверка домашнего задания
Устный опрос.
Творческая история произведения ( опережающее задание)
Определение жанра произведения. Доказать, что это рассказ.
Тема произведения.
Проблематика произведения.
III. Анализ произведения.
Композиция произведения.
Система образов.( см. приложение)
Основные персонажи:
А
Портрет, пейзаж, интерьер, художественные детали, действия и поступки, психологический анализ
) Катерина Петровна
- Чтение начала рассказа.
Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже омертвление природы.
Найдите слова, подтверждающие эту мысль.
Октябрь – «на редкость холодный»
Вётлы – «облетевшие»
Трава – «полегла»
Само время, кажется, замедлило своё течение (тучи «тащились», «цеплялись», дождь сыпался «назойливо»), и вечно будет длиться нагоняющий тоску осенний месяц.
Безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Е.П. Автор нигде не выражает прямого сочувствия героине. Оно скрыто в характере повествования.
Когда жизнь природы замерла, Екатерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам (значит и без того было трудно).
Замерла жизнь и в старом доме. Что об этом свидетельствует?
Об этом свидетельствуют детали интерьера: «горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие часы на столе, давно не чищенный самовар».
За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одинокой, доживающей свой век женщине.
Автор не рассказывает подробно о юности героини. Читатель восстанавливает прошлое К.П. по ряду различных деталей.
Какие это детали? Случайны ли они?
В подтексте рассказа живёт мысль о беспечном течении бытия, о вечной смене поколений, о единении людей – только оно и есть средство от беспамятства, залог того, что цепь времён не прервётся. ( Образы Манюшки и Тихона).
- Как создаётся эмоциональный фон рассказа уже в его начале?
- Как передаётся одиночество Катерины Петровны?
-Она впервые за год решилась выйти из дома, когда кто-то долго стучался в калитку. А почему она всё-таки решилась идти?
-Прочитайте ещё раз этот отрывок. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?
-В судьбе клёна, как он описан в рассказе, точно видна неустроенность, одиночество: « Ему некуда было уйти от этой беспробудной, ветреной ночи».
- Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери. А что-то удивило в этом письме?
Образ К.П. очень цельный. Она и окружающий её мир – единое целое. Пейзаж – это единственное лицо рассказа. Может быть именно природа помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался её отец, и замёрзший клён, который она жалеет, так как его «посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой», - это всё её близкий мир, её родная земля, о которой в конце рассказа ещё скажет автор, земля, в которую опустили Катерину Петровну. Да и природа, провожая её в последний путь принарядилась: «Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое…»
Б) Настя
- На страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описания природы. Почему? Ведь в Ленинграде много парков, скверов, садов.
- Автор много говорит о внешности Насти? «…русые волосы и большие холодные глаза».
- Но можно ли говорить о чёрствости Насти, зная о её участии в судьбе художника Тимофеева?
- Какое чувство вызвало письмо?
- Когда прочла письмо, то вслух назвала одну причину, ненастоящую : «Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!»
- С одной стороны, она смогла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой – не почувствовала вовремя, что очень нужна матери, которая возможно умирала в те часы, когда её хвалили за внимание к человеку.
- Когда получает телеграмму, понимает ли она, о ком в ней говорится?
- Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких отношений.
- Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим ( помните, что ответила Настя старому художнику?), когда заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.
- Как Паустовский подчёркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умирает?
- Олицетворением выражается авторская позиция.
- Почему портрет именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?
- Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму.
- Мы не видим дочери Катерины Петровны, но какое чувство к ней рождается?
Второстепенные персонажи:
А) Тихон
- О нём говорится очень мало, просто перечисляется, что он делает: рубит, пилит старые деревья на дрова. Он тоже не умеет красиво и много говорить. Но именно он, пожалев Катерину, даёт телеграмму Насте, написав самое главное:»Катя помирает». А потом, не дождавшись ответа, совершает, наверно, единственный раз в жизни подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
- А почему Катерина догадалась об обмане?
- Он решился на обман, чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни.
- Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму автор имеет ввиду и почему?
- Тихон, в отличие от Насти, проявил настоящую человечность, чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх, горе, её, горькое, страдание написанное. А ты смотри, дура,» - сказал он сердито Манюшке – за добро плати добром, не будь пустельгой».
Б) Манюшка
В) Молодая учительница
- Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу?
- М. Горьки сказал: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».
- Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и может быть, воспитает своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми. Таких людей встретили мы на страницах рассказа.
3.Сюжет и внесюжетные элементы.
4.Авторская позиция и способы её выражения.
IV. Нравственная проблематика рассказа.
- В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.
- Какие вы знаете пословицы о матери?
- Да, очень жаль, что в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о ближних нам людях. Не об этом ли спрашивал С. Маршак : «А часто ли видел ты близких своих?..»
V. Выводы по уроку.
Авторская позиция: какова она?
Какие приёмы использует автор для того, чтобы раскрыть основную идею произведения?
А) резкий контраст;
Б) художественные средства языка - эпитеты, метафоры, олицетворения;
В) Средства создания образов ( портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, действия и поступки, речевая характеристика, приёмы психологического анализа.
VI. Домашнее задание.
-- Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели пристально на своих близких, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держится.