урок литературы в 6 классе "Роль стихии в судьбе человека" по повести А.С.Пушкина "Метель".
Урок литературы в 6 классе "Роль стихии в судьбе человека" по повести А.С.Пушкина "Метель".
Урок литературы в 6 классе "Роль стихии в судьбе человека" по повести А.С.Пушкина "Метель". Цель: раскрыть сюжет произведения, рассмотреть особенности композиции; уметь определять тему, основную мысль в тексте, используя в ответах литературоведческие термины; прочувствовать настроение, созвучное музыкальным произведениям; учиться составлять текст, окунаясь в атмосферу 19 века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок литературы в 6 классе "Роль стихии в судьбе человека" по повести А.С.Пушкина "Метель". »
Урок литературы в 6 классе
РОЛЬ СТИХИИ В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА
( по повести А.С.Пушкина «Метель»)
ЦЕЛЬ: раскрыть сюжет произведения, рассмотреть особенности композиции, уметь определять тему, основную мысль текста, используя в ответах литературоведческие термины; прочувствовать настроение, созвучное музыкальным произведениям; учиться составлять текст, окунаясь в атмосферу 19 века.
Х О Д У Р О К А
1.Вводное слово
Сегодня нам предстоит разговор о повести А.С.Пушкина «Метель», которое вы прочитали дома. Эта повесть окунет нас в атмосферу помещичьей усадьбы 19 века, познакомит нас с нравами и обычаями того времени. Но сначала ответьте, о чем эта повесть? ( определите тему повести)
( о любви двух………)
- Но почему тогда Пушкин называет повесть «Метель»?
Записываем на доске проблемный вопрос, мы ответим на него в конце урока.
- Что такое метель?
( сильный ветер со снегом, природное явление, стихия, ничем не сдерживаемая сила)
- Почему появляется метель в повести? Какую роль играет она в судьбах наших героев?
Это ещё один проблемный вопрос, на который нам предстоит ответить в конце урока.
Для начала мы поговорим о наших главных героях. Кто они? Найдите в тексте слова, которые характеризуют Марью Гавриловну
(стройная, бледная, семнадцатилетняя девица, воспитана на французских романах, следственно была влюблена и т.д.)
- Что можно о ней узнать, читая между строк?
( единственная дочь, богатая наследница, послушная, очень любима своими родителями……..)
А теперь найдите строчки в тексте, в которых говориться о чувствах молодых людей. Прочитайте их , делая акцент на словах-настроениях, словах, в которых выражены чувства наших героев. (были в переписке и виделись каждый день , клялись в вечной любви, сетовали на судьбу, дышать друг без друга не можем…)
- Как , по-вашему, рассказчик относится к влюбленным?
( иронически…)
- Что такое ирония?
( троп, скрытая насмешка)
- Всегда ли этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится немного жаль нашу героиню и страшно за её судьбу?
( в ночь накануне побега….)
Давайте представим себе, что чувствовала М.Г. в ночь накануне побега. Поможет нам в этом музыка Георгия Свиридова ( музыка, слайды с изображениями усадьбы 19 века) Мысленно перенеситесь в дом , где живет М.Г. со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нём или прохладно? Уютно ли в нём и спокойно? ( музыка закончилась). А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза и мысленно пройдите по первому этажу… Теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату М.Г.. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней?
( здесь стоит стройная , бледная, семнадцатилетняя девица. Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей нет больше места в этом доме, в её родном доме, где она была так счастлива. Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей, которые так любят её… Но она не может им сказать о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери. Оставим её за этим занятием и вернемся в класс. Теперь , когда вы вжились в образ М.Г., прочувствовали её состояние, попробуйте угадать, что написала М.Г. в письме своим родителям. Напишите это письмо, используя лексику того времени. Речевые обороты, старинные слова можно позаимствовать из текста.
( учащиеся пишут, зачитывают…)
- Как можно охарактеризовать состояние М.Г.? Почему возникла метель в душе М.Г.?
( столкнулись 2 чувства, 2 фронта…)
Итак, метель в душе М.Г., метель за окном…..
Прежде чем найти описание метели в тексте, давайте опять послушаем музыку Георгия Свиридова. Она подскажет нам, какое эмоциональное состояние испытывали наши герои.
( музыка, слайды….)
- Что происходит с музыкой?
( она становится тревожной, даже грозной….)
Найдите описание метели в тексте. Как она сопровождает героев?
От лица Маши читает……
От лица Владимира читает…..
От лица Бурмина читает…..
- Эту метель ждали ?
( нет, она началась внезапно..)
Почему человек беспомощен перед стихией. Вам подскажет стихотворение «Бесы»
( учитель читает, перед учениками текст стихотворения)
- Какая здесь стихия?
( это неведомая сила, с которой человек не может справиться)
- Почему природа решила вмешаться в судьбу героев?
( ослушались родителей, пошли против их воли…)
- Что оставила после себя метель? ( что стало с нашими героями?)
( М.Г. чуть не умерла и долго оставалась несчастной, Владимир ушел на войну и там погиб, Бурмин долго оставался несчастным, раскаивался за свое легкомыслие)
- Когда и от кого мы узнаем, что произошло в церкви в ту таинственную ночь?
(от Бурмина в конце повести..)
- Почему рассказ о давно минувших событиях дан лишь в конце повести?
( чтобы заинтриговать читателя)
А что происходило в церкви в эту таинственную ночь постараются передать вам ваши актеры-одноклассники ( проигрывается сцена венчания)
- Что можно сказать об этом событии?
( к такому святому таинству наши герои отнеслись легкомысленно)
А сейчас попробуем ответить на наши вопросы, которые были поставлены в начале урока ( почему возникла метель? Какова её роль?) ответить на эти вопросы вы сможете, прочитав отрывок из критической статьи Петруниной Н.Н. «Проза Пушкина и пути её эволюции» ( чтение критической статьи ( распечатано на каждого ученика))
- Почему не состоялась свадьба М.Г. и Владимира?
- Почему Бурмин и М.Г. встретились только сейчас, хотя были давно женаты?
- Что хотел сказать Пушкин своим произведением?
( герои ошиблись, потому что жили «как романах», в реальной жизни выстрадали, осознали свои ошибки, и судьба к ним смилостивилась)
Итог. Метель разметала героев в разные стороны, заставила страдать, но вернула их к настоящей , реальной жизни.
Домашнее задание: Письменно ответьте на вопрос: всегда ли нужно строить свою жизнь по образцу книжных и телевизионных героев? Какие сложности могут возникнуть, если образцы для подражания окажутся случайными?