Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа».
1. Продолжить изучать роман А.С. Пушкина «Дубровский», углубить понятие учащихся о
романе как жанре, сюжете и композиции, показать, в чём особенность композиции романа
Пушкина, рассмотреть любовную сюжетную линию романа, в ходе анализа глав раскрыть
характер. отношений между главными героями,
2. Развивать аналитическое мышление, воссоздающее воображение, способность
3. Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С. Пушкину.
1.Мы продолжаем изучать роман Пушкина «Дубровский». Это не первый урок по роману, поэтому урок я хочу начать с задания. | тест |
2. Пушкин в совершенстве владеет всеми родами и видами литературы: от лирического произведения до романа. Вы впервые встретились с романом как жанром и еще не анализировали художественные особенности этого Жанра. Роман в вашем представлении-это толстая книга. «Дубровский» не соответствует этому представлению. Проза Пушкина динамична и лаконична. И на небольшом пространстве звучит полноценное романное содержание и проблематика. -Что такое роман? Дайте определение этому жанру. | Роман-большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом. |
-Докажите, что «Дубровский» - это роман. | 1.Несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия. 2. Поднимаются важные проблемы. Нравственные проблемы чести, долга, благородства, порядочности, человеческого достоинства, выбора, счастья. Социальные проблемы крепостного права, жестокости помещиков. 3. Описаны различные явления жизни-свадьбы, смерть. 4. Многообразие персонажей. В романе изображены дворяне богатые и бедные, чиновники-судейские, исправник и станционный смотритель, крестьяне- дворовые, кузнецы, кучер, нянька и другие. |
3. –Но кого Пушкин называет истинными героями произведения? | Владимира Дубровского и Машу Троекурову |
-Итак, в центре нашего внимания-одна из интереснейших линий романа: любовная-и её главные герои Владимир и Маша. Запишем тему урока. | Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Развязка романа. |
Нам предстоит большая и интересная работа - в ходе анализа отдельных глав романа раскрыть характер отношений между главными героями. | |
На прошлом уроке мы составили план основных событий глав 8-11. Дома вы должны были справа от записей цифрами обозначить истинный ход событий. Назовите события в том порядке, в котором они происходили в жизни. | |
-Как называется последовательность событий в тексте? | сюжет |
| Сюжет-последовательность и связь событий в художественном тексте.(на доске)
|
-Почему Пушкин нарушает последовательность изложения? | Чтобы читатель почувствовал себя в роли гостя на обеде, который слушает разговоры о Дубровском и не знает, что тот сидит с ним рядом, чтобы читатель испытал тоже удивление, что и Антон Пафнутьевич, у которого отнимают драгоценную сумку. Пушкин хотел заинтересовать читателя |
-Пушкин хотел создать тайну, интригу, поэтому так построил это произведение. Как называется построение произведения? | композицией |
| Композиция - это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.(на доске) |
4.-Чтобы понять характеры героев, давайте разберемся в причинах их поступков. | |
-Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова? Найдите в 12 главе строки, в которых автор разъясняет причину этого рискованного поступка. | « ...я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме». |
-Определите по этому поступку характер отношения Дубровского к Маше. | Дубровский влюблен в Машу. Ради неё он рискует жизнью. |
-В роли кого появляется Владимир в доме Троекурова? | В роли учителя для Саши |
-Как Маша отнеслась к появлению нового человека в доме? Подтвердите текстом 8 главы. | Глава 8: «Маша не обратила никакого внимания на молодого француза» |
-Отчего вдруг Маша обратила внимания на молодого француза? Какое событие заставило её изменить своё отношение к учителю? | Эпизод с медведем |
5. Сейчас мы увидим фрагмент художественного фильма «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (его название мы обсудим позже) | фрагмент |
-Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей комнате»? | Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя. |
-Что изменилось в характере отношений Маши к Дефоржу? Подтвердите текстом 8 главы. | Глава 8: «Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее...После того читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама ещё атом себе не признаваясь»
|
-В начале 12 главы Пушкин снова пишет о чувствах Маши. Найдите описание. | Глава12: «Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза...она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всём хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась. Может быть, она не была ещё влюблена, но при первом случайном препятствии или внезапном гонении судьбы пламя страсти должно было вспыхнуть в её сердце» |
-Почему так подробно автор описывает чувства героини? | Чтобы показать, как менялись чувства героини, чтобы показать, какая это романтическая натура. |
б. -Давайте проследим за развитием сюжетной линии. Как дальше развивались события? Назовите основные события. | Свидание в саду героев, исчезновение Дубровского, сватовство князя Верейского, венчание Маши и князя, последняя встреча героев. |
-Обратимся к тексту 12 главы и прочитаем сцену свидания героев. Как характеризует героев эта сцена? | |
Выразительное чтение эпизода | |
-Ясны нам чувства Владимира? Найдите: «Обстоятельства требуют...я должен вас оставить, сказал он наконец...Вы скоро, может быть, услышите...Но перед разлукой я должен с вами объясниться...». Зачем автор использует многоточие? | Чтобы выразить душевное волнение Дубровского. |
-Какие слова передают его состояние? | «Он схватил её руку и прижал к пылающим устам» |
-С какой целью автор вместо слова «губы» использует устаревшее слово «уста» в предложении: «Он схватил её руку и приложил к пылающим устам»? | Чтобы подчеркнуть благородство порывов Дубровского, его отношение к своим чувствам, которые он испытывает к Маше. |
-Как ведет себя Маша во время объяснения?
| «Марья Кирилловна стояла неподвижно». |
-О чем это говорит? | Ей страшно. |
-Что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? | Зарождающееся чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж-это Дубровский. |
7. — Какое событие послужило причиной второго свидания героев? | Сватовство князя Верейского |
-Кто такой князь Верейский? Пока слушаете выступление по этому вопросу, подумайте, что роднит его с Троекуровым? | |
— Какой выход из сложившейся ситуации предлагает Дубровский Маше? | побег |
-При каком условии Маша соглашается на побег? | Если отца не тронут её слезы. |
-Вспомните, как относился Троекуров к своей дочери? | Относился к дочери, как к собственности. Душевные переживания её ему безразличны. |
-Посмотрите, что она говорит в 15 главе? | Глава 15: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женой» |
-Обратите внимание на конец 14 главы. Как автор описывает её переживания? | Глава 14: «Нет, нет, -повторила она в отчаянии, лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского» |
-Каково её душевное состояние? | Она в отчаянии. |
-Любит ли Маша Дубровского? | Прямого ответа Пушкин не дает. Участь жены разбойника её пугает. Им придется жить, постоянно скрываясь. А для Маши это тяжело и страшно. |
8. Давайте посмотрим эпизод из фильма: «Последняя встреча героев». | фрагмент |
9.-Почему Маша после венчания отказалась от помощи Владимира? | Уже поздно что-то менять, она его ждала до последней минуты, но теперь она замужем. |
Чувство долга, чести берет верх. Она была готова стать женой разбойника, но преступить клятву она не может. | |
-Найдите строки, где она объясняет это | Глава 18: «Я согласилась, я дала клятву...князь -мой муж. Прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты...» |
-А как она это говорит? | С твердостью. |
-Как автор её называет в конце романа? | княгиней |
Т.е. автор поддерживает свою героиню. Маша не может быть свободной от клятвы, которую она дала перед Богом и людьми. Она теперь жена, её обязанность-поддерживать мужа, а не предавать его. Она не нарушает нравственных законов. Ей нелегко было сделать выбор, но она его сделала. | |
10. -Почему Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстается со своими «сообщниками» и советует им сменить свое ремесло? | Дубровский-не предводитель взбунтовавшихся крестьян. Когда Маша стала женой князя, ему незачем оставаться, его уже больше ничего не держит. А потом внутренние устои и принципы не позволяют ему жить разбоем. |
Пушкин подчеркивает личные мотивы его бунтарства. Прочитав в 8 классе роман Пушкина «Капитанская дочка», мы поймем его отношение к бунту: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» | |
-Почему фильм, отрывки из которого мы смотрели, называется «Благородный разбойник Владимир Дубровский»? | Потому что на протяжении всего романа Дубровский проявляет благородство |
-В чем его благородство? Пока мы размышляем над этим вопросом, один человек проведет словарную работу и выяснит, что такое «благородство» | Становится разбойником не ради наживы, грабит только богатых, награбленное раздает крестьянам. Покидает разбойников, т.к. не может жить грабежом. Прощает отцу Маши, оставляет в живых князя Верейского. |
-Верно ли то, что мы сказали? Да, это человек не только дворянского происхождения, но и высоко нравственный, честный. | |
11. — Почему герои Пушкина не могут быть вместе? | У них разное воспитание. Маша-домашняя девушка, жизни не видела, поэтому она не решается на побег. А Дубровский отпускает её и князя, т.к. уважает её решение. |
Мы с вами увидели, что лучшие герои Пушкина человечны и благородны. Как бы ни складывались обстоятельства, понятия чести и благородства остаются превыше всего. | |
12. Оценки | |
13.Д/з: Дайте развернутый ответ на вопрос, аргументируя свой ответ ссылками на текст художественного произведения: «Почему Маша после венчания отказалась от помощи Дубровского?»(5-7 предложений) | |
1. Какой случай поссорил Дубровского-старшего и Троекурова?
а) случай на псарне Троекурова
2. Какой способ мести избрал Троекуров?
3. Какую жизнь вел Владимир Дубровский до болезни отца?
а) затворническую в глухой деревне
4. Как Владимир Дубровский отреагировал на болезнь своего отца?
а) не обратил внимания
5. Почему Владимир Дубровский сжигает свое поместье?
а) портрет матери, письма её к отцу- все это дорого Дубровскому, он не хочет, чтобы чужие осквернили память о родителях
б) чувство собственности- если не мне, так никому
в) чувство злости заставило его это сделать