2.Этап актуализации пробного действия. 3.Этап выявления места и причины затруднения. | -На уроках литературного чтения мы продолжаем знакомиться с вашим учебником. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Л.Н. Толстого. -Какие произведения Толстого вы уже знаете? -Ваш учебник предлагает на двух развернутых страницах небольшой фотомонтаж о великом писателе. Слева, под крупным заголовком помещен портрет художника Крамского. Всмотримся в портрет великого русского мудреца. Он сидит на кресле, его взгляд обращен к зрителям, глаза внимательные, умные, строгие, правильные. Художник выделяет его крупный, широкий лоб. Его губы сомкнуты, его лицо обрамляет большая густая борода. Такую бороду носили русские мужики-крестьяне. А Толстой, хоть он и был графом, т.е. дворянином по происхождению, он никогда не отделял себя от простого человека. Еще нужно обратить внимание на руки Толстого. Правая рука широкая, грубая, мужицкая, не дворянская, потому что он сам умел и косить, и пахать, и работать топором, но он писатель и поэтому в другую руку художник вложил ему небольшую раскрытую книгу. А с правой стороны фотомонтаж. В овальном портрете есть иллюстрация молодого Толстого. Внизу здесь дом, в котором он родился, кабинет писателя. Здание простое и кабинет простой, как был прост и сам писатель. А еще мы видим Толстой на прогулке на лошадях, он любил этот вид спорта. Еще иллюстрация к роману «Анна Каренина», когда мать встречается со своим сыном, которого она долго не видела. О Льве Толстом написано многое, много воспоминаний, наверное, нам интересно каждое из них, но особенно, мне кажется, это что помнят о нем его внуки. | Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. - Внимательно слушают рассказ учителя. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. 5.Этап реализации построенного проекта. | -С воспоминанием одного из них мы с вами сегодня и познакомимся. -Как же состоялось знакомство со Л.Н. Толстым? -Так что же он увидел? -Как вы думаете, зачем он это сделал? Вот один эпизод воспоминаний внука о жизни Л.Н. Толстого, каким он предстает в этом эпизоде? -О чем же он мог с ней поговорить? -И конечно он спросил о детях, потому что для взрослых людей важно, как дети, как они живут, все ли у них получается, тем более у самого Толстого было много детей (шестеро). -Он граф, представитель старинного дворянского рода. Вот таким предстает перед нами Лев Толстой. -В жизни вы всегда встречаетесь с тем, что человек высокого положения так свободно и легко говорил с простолюдином. Тем более, что-то в нем заложено было в его воспитании, в его детские годы. -Каким же было детство Толстого? -Можем ли мы по заголовку статьи определить, о чем пойдет речь? -Как узнать, каким было его детство, что нужно сделать? -Вот мы с вами сейчас это и сделаем. Ну что ж, читаем. -Я с удовольствием всех вас послушаю, но позвольте мне начать эту статью. (начинаю читать, до слов лучших наслаждений) -Почему с таким наслаждением он говорит слова «счастливая, счастливая пора»? -Какие же они были эти счастливые годы? -Почему же так не хочется малышу уходить от мамы? -Что вспоминает из этого небольшого разговора писатель? -Чем ему запомнились эти вечерние минуты? -А мальчик, может быть, он уже уснул? -Как вы думаете, сколько времени продолжалось это вечернее время? -Почему ребенок не хочет идти спать? -А почему его так тянет к маме? Какие воспоминания о матери есть у него? -А маме нравилось его прикосновение? -Как же мама обращалась к сыну? -Это нежное отношение мамы, какой невольный жест вырывался у ребенка? -Что в поведении Коленьки говорит о том, что любовь к матери искренняя? -Какая трогательная сцена, как то не хочется ее даже прерывать чтением. Но чем же заканчивается обычный для ребенка ежедневный вечер? -Теперь мы узнали, что чувства ребенка были искренние. Почему? -Вот это и есть искренняя любовь ребенка. -А кто научил его так искренне любить? Любовь к ней, любовь к Богу слились в одно чувство. | Читает рассказ первый ученик. Читает рассказ второй ученик. Читает рассказ третий ученик. Читает рассказ четвертый ученик. -Не сразу пошел наверх, а беседовал с кухаркой, он был простым человеком, он беседовал с ней не минутку, двадцать минут. -Наверно спросил о жизни, как ей работается, а еще наверно, как живется. -Нет, не всегда. -Немножко можем. О детстве. -Нужно прочитать. Учащиеся внимательно слушают и следят за чтением учителя. -Пора была счастливой, была источником лучших наслаждений. -Звуки голоса ее так сладки, так приветливы. -Она сделалась вся маленькая, мне нравилось видеть ее крошечной. -Ты опять заснешь Николенька, чья-то нежная рука трогает тебя, и крепко прижимаешь ее к губам. -Все разошлись, горит одна свеча своей нежной ручкой провела по волосам, звучит милый знакомый голос. -Нет, вскрикивая, целую ее колени, слезы ручьями льются из моих глаз. -Может полчаса, а может и час, уже пора спать. -Ему хочется побыть с мамой. -Звуки ее голос сладки и приветливы, как она обращается к нему Николенька, ее нежная рука, чудесная нежная ручка, нежные пальчики, мама сидит трогает меня и слышу ее запах и голос, эта близость с ребенком непременно сближает родителей и детей, звучит милый знакомый голос (не один раз), она не боится излить на меня свою нежность и любовь. Мальчику нравилось ее прикосновение, наверно, и маме. -Николенька, душечка, ангел. -Вскочил, прижал голову к груди и сказал: мама, милая мамаша, как я тебя люблю. -Он не хочет уходить, признается в любви к матери, слезы ручьями льются из глаз, слезы любви и восторга. -После того, как бывало …..и т.д. -Он просит Бога: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Он не себя просит спасти, а родителей. -Он повторял молитвы за любимой матерью. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: принятие позиции партнера, установление связи между тем, что уже усвоено и тем, что еще нужно усвоить. Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | -По положению того времени все детки в детстве учили молитвы. Потому что в большинстве своем русские люди были верующие. -А ведь молитвы, которые учила его мать, в них только слова доброты, любви, сердечности, внимания к людям, любви к своим близким. Вот это с детства мать вложила ему в уста, и это для него стало естественно, поэтому для него любовь к матери и любовь к богу стали одним целым. -Вот в таком нежном, удивительном состоянии заканчивается день ребенка и эта любовь, заложенная в нем матерью, она уходила вместе с ним в сон. -Эта любовь не уходила вместе с ним, она распространялась на тех, кто рядом с ним. (конец дочитываю я) -Так заканчивался один день детства будущего писателя. Мне так хочется сказать, счастливого детства. Было ли его детство счастливым, хотя мы знаем только вечер одного дня? -А один вечер дает нам возможность говорить о том, что его детство было счастливым? -Его вечер был счастливым и это говорит о том, что и проснется завтра он тоже счастливым, и это счастье будет наполнять его жизнь спокойствием, гармонией, радостью, это то детство, которое должно быть. -А как заканчивается ваш вечер? -Скажите, а от вас зависти, чтобы день закончился счастливо? -Скажите, а каким вам показался Л.Н. Толстой? (в паре) -Были ли счастливы Николенька и его мать? -Какие строки из воспоминания вам понравились, или запомнились? | Слушают объяснение учителя. Да. Да. -Учащиеся делятся впечатлениями. -Да, зависит. -Откровенным, он уже взрослым писал это произведение, он мог многое забыть, а он с благодарностью вспоминает об этом, не забывает. Да, в основе всего лежит любовь, и о любви они говорили друг другу, и это поддерживало и его, и мать, и она распространялась на тех, кто был рядом. Беседуют с учителем. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |