Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Зима в стихах и музыке"»
Тема: Зима в стихах, музыке.
Цель:
Установление на конкретных образцах связи между видами искусств;
Развитие устной речи, развитие наблюдательности, развитие навыков выразительного чтения;
Привитие любви к природе, воспитание чувства любви к поэзии.
Оборудование: сборник стихов Брюсова, Пастернака; музыка Чайковского, видеосюжет.
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о зиме, о том, как писали о ней поэты, композиторы.
Зима… За этим словом стоят три месяца: декабрь, январь, февраль. Порой мы не задумываемся, что означают такие для нас привычные слова, как «декабрь», «январь», «февраль». Почему они так названы? Послушаем сообщения о 3 месяцах года. (Сообщения учащихся).
- А что же означает само слово зима? Обратимся к истокам этого слова и заглянем в этимологический словарь. Зима – общеслав. индоевр. характера. Образовано, вероятно, с помощью суф- ma от глагола o`hei «лить» (о дожде). Ср. греч. cheo – «лью», cheima – «зима, буря». Первоначальное значение, очевидно, время дождей. Значение «снег» у родственных слов (греч, арм), в таком случае является вторичным, так же как и значение «время снега» у слова зима. (Из этимологического словаря).
- А какие однокоренные слова можно подобрать к слову зима? К какому словарю нам обратиться? (Работа со словообразовательным словарем ).
Запись в тетрадях: (на доске) 1. Зима – зи`м-ушк-а зи`м-н-ий зи`м-ник зимо`й — наречие зимо`ю — наречие о`зи̅мь — озимый пред – зи`м-н-ий зим-ова`-ть → зимовка-к-а зимо`вочный зимов-щик за-зимова`ть пере-зимова`ть про-зимова`ть зим-о-стойкий → зимостойкость.
2. Словарная работа.
зи`мник – 1. Дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой;
зимова`ть - проводить где-нибудь зиму, жить где-нибудь зимой;
зимо`вка – 1. см. зимовать. 2 место, помещение, где зимуют люди;
зимо`вник – зимнее помещение для животных, проводящих лето на пастбищах;
зимо`вщик – человек, который находится где-нибудь на зимовке вдали от населенных мест;
зимовье – 1. То, что зимовка; 2. Место , где зимуют животные, рыбы;
зимосто`йкий – то же, что зимоустойчивый;
зимоустойчивый – о растениях: способный переносить зимние холода;
зазимовать – остаться зимовать.
- Вот когда мы говорим зима, что возникает перед глазами у вас?
- Каждое время года по-своему красиво, привлекает наше внимание, иногда любуемся природой, иногда грустим оттого, что происходят изменения в природе. А поэты свои чувства, переживания доносят нам в своих стихотворениях. Вот как пишет о зиме Валерий Яковлевич Брюсов в стихотворении «Первый снег».
Вопросы после прочтения стихотворения:
Выпал первый снег. И что случилось с миром?
Найдите слова волшебства.
Пробуем разгадать, что объединяет зиму и волшебство?
- Этот новый волшебный мир у Брюсова серебряный от земли до неба.
Найдите эти строки. Соберем чувства этого стихотворения и выразим в чтении.
( Ученик читает стихотворение Брюсова).
- У Пушкина было зимнее утро, у Брюсова – зимний день, а у Пастернака – зимняя ночь. Послушаем стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака « Зимняя ночь».
- Вновь взгляд из окна, как у Пушкина. Свеча. Что символизирует свеча?
- А что происходит за окном?
- Какие изобразительно- выразительные средства языка использует поэт?
- Все не так безмятежно и радостно, и волшебно, как у Пушкина, как у Брюсова. Зима, снег – повод не к веселью, а скорее к раздумью. Вот и прочитаем это стихотворение с раздумьем. (Ученики читают стихотворения Пастернака « Зимняя ночь».)
- Снег для Пастернака это гораздо больше, чем природное явление. Прочитаю еще одно стихотворение Пастернака о снеге « Снег идет».
- Какое здесь главное слово, главное состояние ?
- Что же движется?
Звездочки, герань – за окно, небо – на землю. Все в кружении, все полете, даже ступени – то, что вообще двигаться не может. И только снег – сверху вниз. Как неостановимое время.
(Ученики находят и читают строки о времени).
- Мы живем из дня в день, не замечая, хода времени; но вот пошел снег, и поэт услышал, и увидел ход дней, лет. Это стихотворение не будем читать снова, а послушаем, как другой художник услышал и понял его. Петр Ильич Чайковский. Произведение « Времена года ». Музыкальный фрагмент « Зима ».
« Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?» (Учащиеся рассказывают).
- Посмотрите видеосюжеты о зиме. Знакомые места? Как можно озаглавить этот сюжет.
- Остановитесь, посмотрите вокруг, слушайте музыку природы, почувствуйте радость оттого, что вы живете на земле. В разные времена года можно увидеть интересное и прекрасное. Надо только жить так, чтобы постоянно общаться с природой, раскрывать для себя ее красоту.
Домашнее задание. Наблюдайте неделю за изменениями в природе. Сделайте небольшие записи: небо (солнце, облака, тучи), деревья, кусты, земля, воздух, снег, иней. Собирая материал, не забывайте о том, что наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов. И напишем рассказ на тему: « Краски зимы».