kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме:А.В. Жигулин "О, Родина!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина.

Задачи  урока:

1. Формировать умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное, развивать память, речь, мышление.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и  любовь к родному краю.

Оборудование: учебник, чистые листочки для каждого ученика

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные

Урок постороен с использованием Сингапурской методики

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:А.В. Жигулин "О, Родина!" »


Тема урока: А.В. Жигулин «О, Родина!»

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина.

Задачи урока:

1. Формировать умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное, развивать память, речь, мышление.

3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.

Оборудование: учебник, чистые листочки для каждого ученика

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесные

Ход урока.


I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Какой раздел мы начали изучать? (Родина)

- Сегодня наш урок это путешествие по страницам устного журнала, который так и называется « Родина».

Проведем структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

Подумай, запиши, обсуди в команде.

Послушайте вопрос и подумайте, как бы вы на него ответили:

Что мы называем, словом Родина?

На столах у вас есть маленькие листочки, возьмите и запишите на них ответ на мой вопрос.

Обсудите в своей команде. То есть каждый из вас проговаривает ответ на этот вопрос. Начнет участник под №3 , работаем по часовой стрелке.

Есть кто в команде не согласен с ответами участников?

Давайте обсудим: Что мы называем, словом Родина?

Отвечает стол № участник под №

Спасибо! Молодцы!

III. Проверка домашнего задания

  1. Открываем первую страницу нашего журнала, она называется «Истоки».

( Название пишу на доске)

Рассказ учителя:

- Слово родина произошло от древнего слова poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.

Со словом Родина связано много слов, прочитайте слово на доске и объясните, что оно обозначает. С места по цепочке.

На доске

Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.

Родители отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич — родственник, член рода.

Родня родственники.

Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.

Родина это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.

  1. Чтение детьми наизусть стихотворения С.Д. Дрожжина « Родине» ( часть в начале урока, часть в конце урока или на переменах)


Следующая станица нашего журнала «Народная мудрость о Родине»

На доске части пословиц ( читаю), соедините их и объясните смысл.

Родина – мать, 3 что соловей без песни.

Человек без Родины, 1 во сне снится.

На чужбине родная землица 2 умей за нее постоять.

Молодцы! Спасибо!

IV. Изучение нового материала.

Работа с текстом по учебнику Литературное чтение.


Следующая страничка нашего журнала «Лирическая».

1.- Давайте посмотрим, как известные поэты воспевают родину в своих стихах.

Стихотворение А.В. Жигулина читает учитель.


О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои пролески, перелески –

Всё, что без памяти люблю:


И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…


Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

В тебе одной - и утешенье,

И исцеление моё.

Анатолий Владимирович Жигулина родился 1 января 1930 году в Воронеже в крепостной семье, после Вов он поступил в Воронежский политехнический институт, так как время было не спокойное мы говорили на окр. Мире об этом времени. Его арестовали и отправили в Сибирь строить железную дорогу. Основная тема его творчества были произведения о Родине.

2.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

- Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

(чтение стихотворения вслух по частям, про себя, вслух)

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор? (к Родине)

- Как вы об этом догадались?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески- небольшой лес, отдаленный поляной, проселки- грунтовая дорога)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).

- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

(в ней говорится о том, что любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)

- Жнивьё – это …солома , оставшая, в поле на корню….

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)

Физкультурная пауза.


Выразительное чтение стихотворения детьми с.138 про себя, вслух.


- Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?

Послушайте стихотворение:


Что мы Родиной зовём?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.


Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.


И о нашей Родине написано немало стихов.

Следующая станица «Историческая» (или «Краеведческая»)

Послушайте небольшой материал об Аксубаево.

Аксубаево расположено на берегу реки Малая Сульча. Статус поселка городского типа получил из- за большой численности населения. Проживают в основном русские. Татары, чуваши. Есть достопримечательности, знаменитые люди. Краеведческий музей , который хранит для нас историю Аксубаево и который вы вчера посетили.





- Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего поселка? Почему?

- Чем вы дорожите в поселке, что считаете ценным?

- Чем вы можете помочь своему родному поселку, чтобы он стал ещё краше?


VI. Итог урока.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Для каждого человека родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?

Домашнее задание.

Письменно продолжить предложение: «Родина для меня это ….» Делаем запись в тетради. С.138 выразительно читать, по желанию можно наизусть.

Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Е. Синицына.


Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…



Берегите Россию -

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Россию -

Нет России другой.



Молодцы! Всем спасибо!!











































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по теме:А.В. Жигулин "О, Родина!"

Автор: Шулаева Татьяна Николаевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства