Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:А.В. Жигулин "О, Родина!" »
Тема урока: А.В. Жигулин «О, Родина!»
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством А.В. Жигулина.
Задачи урока:
1. Формировать умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное, развивать память, речь, мышление.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Оборудование: учебник, чистые листочки для каждого ученика
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесные
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Какой раздел мы начали изучать? (Родина)
- Сегодня наш урок это путешествие по страницам устного журнала, который так и называется « Родина».
Проведем структуру ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН
Подумай, запиши, обсуди в команде.
Послушайте вопрос и подумайте, как бы вы на него ответили:
Что мы называем, словом Родина?
На столах у вас есть маленькие листочки, возьмите и запишите на них ответ на мой вопрос.
Обсудите в своей команде. То есть каждый из вас проговаривает ответ на этот вопрос. Начнет участник под №3 , работаем по часовой стрелке.
Есть кто в команде не согласен с ответами участников?
Давайте обсудим: Что мы называем, словом Родина?
Отвечает стол № участник под №
Спасибо! Молодцы!
III. Проверка домашнего задания
Открываем первую страницу нашего журнала, она называется «Истоки».
( Название пишу на доске)
Рассказ учителя:
- Слово родина произошло от древнего слова poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Со словом Родина связано много слов, прочитайте слово на доске и объясните, что оно обозначает. С места по цепочке.
На доске
Poдить - значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса...), родит почва, земля.
Родители — отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич — родственник, член рода.
Родня — родственники.
Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Родина — это и отечество, страна, и место рождения человека.
Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.
Чтение детьми наизусть стихотворения С.Д. Дрожжина « Родине» ( часть в начале урока, часть в конце урока или на переменах)
Следующая станица нашего журнала «Народная мудрость о Родине»
На доске части пословиц ( читаю), соедините их и объясните смысл.
Родина – мать, 3 что соловей без песни.
Человек без Родины, 1 во сне снится.
На чужбине родная землица 2 умей за нее постоять.
Молодцы! Спасибо!
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом по учебнику Литературное чтение.
Следующая страничка нашего журнала «Лирическая».
1.- Давайте посмотрим, как известные поэты воспевают родину в своих стихах.
Стихотворение А.В. Жигулина читает учитель.
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески –
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной - и утешенье,
И исцеление моё.
Анатолий Владимирович Жигулина родился 1 января 1930 году в Воронеже в крепостной семье, после Вов он поступил в Воронежский политехнический институт, так как время было не спокойное мы говорили на окр. Мире об этом времени. Его арестовали и отправили в Сибирь строить железную дорогу. Основная тема его творчества были произведения о Родине.
2.Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
(чтение стихотворения вслух по частям, про себя, вслух)
- Прочитайте первую строфу
- К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески- небольшой лес, отдаленный поляной, проселки- грунтовая дорога)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?
(в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)
- Жнивьё – это …солома , оставшая, в поле на корню….
- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
- Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?
- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
Физкультурная пауза.
Выразительное чтение стихотворения детьми с.138 про себя, вслух.
- Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?
Послушайте стихотворение:
Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.
И о нашей Родине написано немало стихов.
Следующая станица «Историческая» (или «Краеведческая»)
Послушайте небольшой материал об Аксубаево.
Аксубаево расположено на берегу реки Малая Сульча. Статус поселка городского типа получил из- за большой численности населения. Проживают в основном русские. Татары, чуваши. Есть достопримечательности, знаменитые люди. Краеведческий музей , который хранит для нас историю Аксубаево и который вы вчера посетили.
- Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего поселка? Почему?
- Чем вы дорожите в поселке, что считаете ценным?
- Чем вы можете помочь своему родному поселку, чтобы он стал ещё краше?
VI. Итог урока.
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Для каждого человека родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?
Домашнее задание.
Письменно продолжить предложение: «Родина для меня это ….» Делаем запись в тетради. С.138 выразительно читать, по желанию можно наизусть.
Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Е. Синицына.