Урок-презентация повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."
Урок-презентация повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..."
Урок литературы в 11 классе проводится в системе уроков "Тема войны в художественной литературе XX века". Цель его - обратить внимание на события той войны, выявить, что было мерилом человеческих ценностей тогда, как понимался патриотизм. Урок строиться на рефлексии, вызванной прочтением повести Бориса Васильева.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие..." »
Урок-презентация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
Цели и задачи урока:
создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу;
вызвать личностный отклик на прочитанное произведение;
на материале повести "А зори здесь тихие…" рассмотреть поведение героев на войне,
проследить, как автор решает проблему поведения человека на войне.
Оборудование:
текст повести, видеофрагменты из фильма "А зори здесь тихие:", презентация к повести с иллюстрациями.
Ход урока.
Слайд №1
1. Слово учителя. Наш урок литературы посвящен теме "Человек на войне» по повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие…". Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас , 16-летних, Великая Отечественная война - далекая история. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим, что становится на войне определяющим в поведении героев повести, о чем заставляет задуматься произведение Б. Васильева.
Повесть написана в 1969 году, удостоена Государственной премии СССР, а за сценарий к фильму автор получил премию Ленинского комсомола. Прошло много лет, но и сегодня это произведение вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, —
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Как и А. Твардовский, кому принадлежат эти строки, Борис Васильев глубоко осознает причастность к происходящему тогда, на войне, скорбь и горечь утрат наполняет его произведение. Это боль очевидца, участника тех военных действий и событий.
Слайд №2
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске.•Отец писателя, Лев Александрович, был офицером сначала царской армии, затем перешел в Красную армию, мать — из известной семьи народников. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки,
16 марта 1943 года – Борис Васильев получает тяжелое ранение. Доставлен в госпиталь. Осень этого же года – подлечившись после контузии, Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина на инженерный факультет. Здесь, во время учебы, знакомится со студенткой этой же академии Зорей Альбертовной Поляк. Впоследствии она станет первой и единственной женой писателя Васильева. 1946 год – окончание академии, направление на работу на Урал, испытателем колесных и гусеничных машин. 1954 год – решив посвятить себя литературе (привлекавшей его с детства), Васильев в звании инженер-капитана увольняется из армии. И начал заниматься литературной деятельностью. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».В 2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны.
Слайд №3
«А зори здесь тихие...» — это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы — девушки,
Слайд №4
а командует ими старшина Федот Евграфыч Васков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Васкову победить.
Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами «азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам».
Слайд №5
На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные, - так начинается повесть А зори там были тихие, тихие…
В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.
Слайд №6
Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.
Слайд №7
Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за «красного командира» в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.
Слайд №8,9
Соня Гурвич — сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.
Слайд №10
Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама — медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.
Слайд №11
Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.
Слайд №12,13
Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.
О предвоенной жизни мы узнаем во внесюжетных эпизодах. Как называется такой композиционный прием в литературе? (Рассказ в рассказе)
Тестирование «Герои повести «А зори здесь тихие…»
Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.
Слайд №14
Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их.
Инсценирование эпизода.
Осянина пойдет старшей.
Ну, так. Стройте людей.
Построены, товарищ старшина.
Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, у другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами. А у них тут, между прочим, одни родимые образца тысяча восемьсот девяносто первого дробь тридцатого года...
Вольно...
Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:
Погодите, Осянина! Немцев идем ловить, не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли.
Умеют.
Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:
Да, вот еще. Может, кто немецкий знает?
Я знаю.
Писклявый такой голосишко, прямо из строя. Федот Евграфыч вконец расстроился:
Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.
— Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм, подзаправиться... Ну, по есть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все — сорок минут. Р-разойдись!.. Кирьянова и Осянина — со мной.
Решено было, опередив немцев, добраться до Синюхиной гряды и там встретить их.
Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения. Слайд №16,17
Чтение отрывка из повести.
Солнце давно уже село, но было светло, словно перед рассветом, и боец Гурвич читала за своим камнем книжку. Бубнила нараспев, точно молитву, и Федот Евграфыч послушал, прежде чем подойти:
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — Кровавый отсвет в лицах есть...
— Кому читаешь-то? — спросил он, подойдя.
Переводчица смутилась (все ж таки наблюдать приказано было, наблюдать!), отложила книжку, хотела встать. Старшина махнул рукой.
Кому, спрашиваю, читаешь?
Никому. Себе.
А чего ж в голос?
Так ведь стихи.
Инсценирование отрывка.
Федот Евграфыч сидор свои вытащил, лямки сири-сил, нырнул: в укромном местечке наиважнейший его энзе лежал — фляга со спиртом, семьсот пятьдесят грам-мов, под пробку. Плеснул в кружку,
Приказываю принять!.. — Старшина подумал маленько, разбавил чуть водой.— Пей. И воды сразу.
Нет, что вы...
Пей, без разговору!..
Ну, что вы в самом деле! У меня мама — медицинский работник...
Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?
Выпила, давясь, со слезой пополам. Закашлялась. Федот Евграфыч ей ладонью по спине постукал слегка. Отошла. Слезы руками размазала, улыбнулась:
— Голова у меня... побежала!.. ~ Завтра догонишь.
Появляются немцы. (Чтение отрывка)
Колыхнулись далекие кусты, и на опушку осторожно выскользнули двое. Они были в пятнистых серо-зеленых накидках, но солнце светило им прямо в лица, и комендант отчетливо видел каждое их движение. Держа пальцы на спусках автоматов, пригнувшись, легким кошачьим шагом они двинулись к озеру...
Но Васков уже не глядел на них. Не глядел, потому что кусты за их спинами продолжали колыхаться, и оттуда, из глубины, все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами на изготовку.
Шестнадцать диверсантов, озираясь, медленно шли берегом к Синюхиной гряде...
Оказывается, что их шестнадцать человек.
Слайд№18,19,20 Васков с девушками, поняв, что силы не равны, пытаются спугнуть их – разыгрывают лесоповал, чтобы направить фрицев в обход Синюхиной гряды. Этим они хотели выиграть время, дождаться подмоги, за которой отправляют Лизу Бричкину.
Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина.
Слайд №21 Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила». Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.
Чтение отрывка: Огромный бурый пузырь вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от нее, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Давно копившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу, острой болью отдавшись в сердце. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться, выкарабкаться на тропу, Лиза всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула, и Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.
Земли не было. Йоги медленно, страшно медленно тащило вниз, руки без толку гребли топь, и Лиза, задыхаясь, извивалась/в жидком месиве. А тропа была где-то совсем рядом:, шаг, полшага от нее, но эти полшага уже невозможно было сделать.
— Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..
Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Взлетал к вершинам сосен, путался в листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному майскому небу.
Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.
Слайд №22
Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
Чтение отрывка: В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Васков потянул ее за ремень, приподнял чуть, чтоб под мышки подхватить, оттащил и положил на спину. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами, и гимнастерка на груди была густо залита кровью. Федот Евграфыч осторожно расстегнул ее, приник ухом. Слушал, долго слушал, а Женька беззвучно тряслась сзади, кусая кулаки. Потом он выпрямился и бережно расправил на девичьей груди липкую от крови рубашку; две узких дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, в левую грудь. Вторая — пониже—в сердце.
— Вот ты почему крикнула, — вздохнул старшина. — Ты потому крикнуть успела, что удар у него на мужика был поставлен. Не дошел он до сердца с первого раза: грудь помешала...
Запахнул ворот, пуговки застегнул — все, до единой. Руки ей сложил, хотел глаза закрыть — не удалось, только веки зря кровью измарал. Поднялся:
— Полежи тут покуда, Сонечка., Судорожно всхлипнула сзади Женька. I Старшина
свинцово полоснул из-под бровей:
— Некогда трястись, Комелькова.
Слайд №23
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.
Чтение отрывка: Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы. Прикрытые дозорами, они почти не глядели по сторонам, цепко всматриваясь вперед и каждый миг ожидая встречного выстрела. Через несколько шагов они должны были оказаться в стороне между Четвертак и Васковым, и с этого мгновения спины их уже были подставлены охотничьему прищуру старшины.
С шумом раздались кусты, и из них порскнула вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.
А-а-а...
Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились…
Слайд №24
Риту Осянину ранило гранатой
Слайд №25
Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать ей придется долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.
Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел. По тому времени еще стреляли, но вскоре все вдруг затихло, и Рита заплакала. Плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет...
А потом и слезы пропали. Отступили перед тем огромным, что стояло сейчас перед нею, с чем нужно было разобраться, к чему следовало подготовиться. Холодная черная бездна распахивалась у ее ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в нее.
Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.
и Женя погибла, отводя от нее немцев.
Слайд №26
Чтение отрывка: Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она проем удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет...
А немцы ранили ее вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но ещё стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и прекрасное лицо...
Просмотр видеосюжета.
Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.
Чтение отрывка:Старшина рванул скособоченную дверь, прыжком влетел в избу:
—Хенде хох!..
А они спали. Отсыпались перед последним броском к железке. Только один не спал, в угол метнулся, к оружию. Но Басков уловил этот прыжок и почти в упор всадил в немца пулю. Грохот ударил в низкий потолок, немца швырнуло в стену, а старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал:
—Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!..
И ругался черными словами. Самыми черными, какие знал...
Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина. Просто подумать не могли, а мыслях представить даже, что один он, на много верст один-одинешенек. Не вмещалось это понятие в фашистские их мозги, и потому на пол легли. Мордами вниз, как велел. Все четверо легли: пятый, прыткий самый, уж на том свете числился.
И повязали друг друга ремнями, аккуратно повязали, а последнего Федот Евграфыч лично связал и заплакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал:
— Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..
А рука ныла, так ныла, что горело все в нем и мысли путались. И потому он особо боялся сознание потерять и цеплялся за него, из последних силенок цеплялся...
Тот последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец.
И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. Русские.
Слайд №27
Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.
В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев — Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт — это тот самый Алик, сын Риты. Федот Васков усыновил его, мальчик считает его настоящим отцом.
Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.
Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: «Неразумные дети, остановитесь».
«А зори здесь тихие...» Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.
4. Подведение итогов урока.
Вы, наверное, слышали эти слова: "У войны не женское лицо…". Стало привычным это древнее выражение. Но и война, и битва, как и слава, честь, совесть, победа - это слова женского рода. Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает, отдаёт. Имена тысяч павших героинь высечены на обелисках, запечатлены в произведениях литературы.
В повести Б.Васильева рассказывается всего лишь о нескольких днях из жизни героев. За эти дни девушки прожили свою короткую жизнь, подчиняя все мысли одному: выстоять, защитить. Своей жизни не пожалели ради других. Вот из таких, казалось бы, маленьких подвигов, и сложилось то, что мы теперь называем великим подвигом народа в Великой Отечественной войне. Мы не были свидетелями той страшной войны, мы знаем о ней по таким вот произведениям. И ни в коем случае нам нельзя забывать, какой ценой завоевано наше счастье.