Технологическая карта урока Учитель: Лебедева Лариса Аркадьевна Класс: 6 Тема: Военное детство в повести А. Лиханова «Последние холода» Место урока: Проводится после изучения произведений о Великой Отечественной войне Тип урока: комбинированный. Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления повести А.А.Лиханова «Последние холода» Триединая цель урока 1. Образовательная: познакомиться с жизнью и творчеством А.А.Лиханова, повестью «Последние холода» 2. Развивающие: развивать навыки аналитического чтения; развивать творческие способности детей. 3. Воспитательные: воспитывать такие нравственные качества, как доброта, сострадание, уважение к людям, чувство милосердия, доброты, честности, человеческого достоинства, гордости за своих предков, сопереживания и уважения к детям войны – нынешним ветеранам. способствовать повышению мотивации к урокам литературы. - воспитывать интерес к литературе малой родины. Технологии: ИКТ, технология развития критического мышления Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Средства обучения: Компьютерная презентация портрет писателя выставка книг(«Русские мальчики», «Мужская школа», «Семь холмов над рекой»), цикл видеопередач«Уроки нравственности» диск «От Кремля до Рейхстага» листы бумаги цветные фломастеры Предварительное домашнее задание: прочитать повесть Альберта Лиханова «Последние холода» побеседовать с людьми, чье детство пришлось на военные годы, записать их воспоминания. 1 блок. Вызов | Оргмомент. Мотивация. Целеполагание | 10 мин. | 2 блок. Осмысление ООсмысление процессуальный | Основная часть | 30 мин. | 3 блок Рефлексия | | 5 мин. | Ход урока 1. СТАДИЯ ВЫЗОВА 1.1.Объявление темы урока, постановка целей учащимися. |
1.2. Биография писателя ( с использованием презентации) Альберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября 1935 г. в г. Киров, по старому Вятка, по названию реки, на котором стоит город. Отец работал на заводе слесарем, мать – лаборантка. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета в 1958 г. Творчество писателя многогранно. Журналист по профессии он очень много сил отдает работе в молодежной печати. В 1961 г. опубликовал первую книгу – историческую повесть о польском художнике Андриолли «Да будет солнце!». Затем он пишет рассказы, повести, романы для детей, юношества и для взрослых. Период «созревания» таланта Лиханова можно условно обозначить 1967-1976 гг. В это время он создает такие значительные произведения как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение». Автор обращается к теме становления подрастающего поколения. Эта тема станет основной в его творчестве. Важную особенность прозы Лиханова критики усматривают в одновременной обращенности к юной читательской аудитории и к взрослым. Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне. Военная тема в произведениях приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подвиге. Произведения о военном детстве созданы Лихановым на жизненной основе – памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда. Учителя в повестях Лиханова – его учителя. Всех он помнит. И самые светлые воспоминания, вынесенные из детства – об Аполлинарии Николаевне Тепляшиной, у которой Лиханов учился со второго по четвертый класс. Это она покупала в те голодные годы на свои деньги витамин «С» – единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кончились деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, но ребята его пили – вот, как она их берегла. Память о той войне стала одной из определяющих черт русского народного самосознания, русской души. Очень много внимания Лиханов в своих произведениях уделяет теме сиротства. Творчество он успешно сочетает с активной общественной деятельностью. В 1987 г. по инициативе писателя был создан Советский детский фонд им. В.И. Ленина, который он возглавил. С 1991 г. Лиханов – председатель Российского детского фонда, а с 1992 г. – президент Международной ассоциации детских фондов.
1.3. Главная тема творчества А Лиханова - ДЕТСТВО Какие ассоциации у вас возникают при слове «Детство? Составление кластера ( на экране - слайд с изображением детских лиц, музыка «Пусть всегда будет солнце!») Но детство самого Лиханова пришлось на годы Великой Отечественной войны. А с этим словом какие ассоциации у вас возникли? Но война – это не только взрывы, сражения, кровь и смерть на поле боя. Не легче людям было и в тылу. 2.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ 2.1.Повесть «Последние холода» (1984 г.) – одно из наиболее драматичных произведений о военном детстве. Рассказ в произведении ведется от имени мальчика Коли, ученика 3-го класса. Повесть написана в форме раздумий мальчика самом себе, о жизни, о родителях, друзьях, школьных учителях. Почему книга называется «Последние холода»? (Конец войны. Чувствуется приближение победы, но еще очень тревожно, страшно, трудно жить.) Что вы можете сказать о герое книги? (Герой книги наблюдателен, умен, в меру самолюбив, готов к пониманию других. Он рано начинает осознавать причины, порождающие добро и зло.) Что вы узнали о военном детстве героев? • Кто такие «шакалы»? Как к ним относились ребята? («шакалами» называли детей, отбиравших у более слабых еду в столовке; их презирали, к ним совсем не испытывали жалости; лучше отдать воробьям недоеденный хлеб или съесть через силу самому, чем отдать его «шакалам») • Почему Коля испытывал к желтолицему такие противоречивые чувства «восхищения» и «отвращения»? (он победил Носа, не струсил, вступил с ним в драку, но ведь он украл у девочки хлеб, и это низко) • Почему именно Вадька и Маша поразили Колю? (в Вадьке привлекала его непохожесть на других ребят; он бережно относился к своей младшей сестре Маше, думая, прежде всего, о том, как ее накормить, и это тоже его отличало от других «шакалов». «Я чувствовал, что желтолицый парень какой-то совсем другой, чем все остальные знакомые мне люди. Даже если сравнивать его со взрослыми!») • Что имел в виду Коля, говоря о том, что Вадька «притягивал его как магнит»? (Коля чувствовал, что Вадька другой, ему хотелось поближе с ним познакомиться, а вообще, по утверждению Лиханова, «маленькие люди ведь вообще, много не зная, умеют чувствовать. Умеют ощущать. Вот, может, и во мне было такое ощущение») • Зачем брат с сестрой в письмах к маме писали неправду? (они не хотели ее расстраивать, потому что она была очень больна) • Как вы думаете, почему Вадим не обратился к взрослым за помощью, когда с сестрой они остались одни без карточек и денег? (Вадька считал, что он достаточно взрослый, чтобы справиться с проблемой самостоятельно) • Какие черты характера отличают Вадима и Машу? (несмотря на свой возраст, они рано повзрослели, стали самостоятельными, Вадька чувствует ответственность за младшую сестру). • Почему Коля после посещения госпиталя, в котором лежала мама Марии и Вадима, почувствовал себя другим человеком? (постепенно узнавая жизнь своих новых друзей, ему открывается другая жизнь, о которой он даже и не догадывался, он повзрослел: «внешне все оставалось таким же, наверное. Но в душе моей много чего произошло за какие-нибудь десять минут») • Почему Коля считал, что маленькая Марья и ее брат учили его, и знания эти были «из неписаных учебников». (Коля рос в благополучной семье, мама и бабушка заботились о нем, оберегали от невзгод: «Я был зеленым сопляком по сравнению даже с Машкой. Вадим и даже маленькая Машка знали горького гораздо больше, чем я». Марью и Вадима жизнь научила справляться с трудностями) Каким словами заканчивается книга? Почему автор подчеркивает, что «Все это правда, все это было»? Можете ли вы подтвердить слова писателя? 2.2.Учащиеся знакомят с записанными ими воспоминаниями ветеранов об их военном детстве. 3.СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Что вы поняли из фильма, воспоминаний, из книги? С сегодняшнего урока? IV. Заключение В заключение мне хотелось бы вам привести слова Альберта Лиханова: «О войне пишут для того, чтобы не забывали ее новые люди. А еще для того, чтобы эти новые люди, спотыкаясь о тяготы своих собственных дней знали: они не первые, кто-то жил до них на этом свете. А потому стоит посмотреть в прошлое, когда не знаешь, как идти в будущее. В повести «Последние холода» нет боевых эпизодов. И в то же время герои очень даже сражаются, потому что их враг не в каске и с автоматом, он чаще безлик, как безликим бывает голод. И незрим, как бывает незримой подступающая смерть. Детям той войны немало досталось горьких уроков. Слова со-страдание, со-чувствие, со-переживание не только воспитывают людей, но и делают людей их мудрее. Дети войны взрослели раньше ребятишек иных, новых поколений. Своя собственная и чужая боль как бы распахивала крылья наших вовсе не маленьких душ и готовила к взрослой жизни. Все это в полной мере относится и к детям нынешним». |