Урок внеклассного чтения С. Иванов "Каким бывает снег"
Урок внеклассного чтения С. Иванов "Каким бывает снег"
Знакомство учащихся с произведением С. Иванова; отработка навыков беглого чтения; умение подробно излагать прочитанное и услышанное. К уроку была подготовлена выставка книг, иллюстрация снега и снежинок, заочное путешествие в Третьяковскую галерею, работа с репродукциями Грабаря, Юона, Куинджи, Сурикова. Дидактическая игра "Слово - магнит", ассоциация к слову "снег". Составление плана к тексту работа в группах по описанию снега и зимнего неба, составление синквейна "Первый снег", "Январьский снег", "Февральский снег", "Апрельский снег". Работа с пословицами и поговорками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование, средства обучения, учебные пособия: учебник, тетрадь, фото писателя, выставка книг, иллюстрации снега, снежинок, карточки для учащихся, пословицы и поговорки, репродукции картин М Грабаря, «Февральская лазурь», К. Юон «Конец зимы. Полдень», А. Куинджи «Зима. Оттепель», «Пятна лунного света», В. Сурикова «Взятие снежного городка»
Межпредметные связи: познание мира, русский язык
Планируемые результаты:
-уметь читать целыми словами осознанно, правильно, выразительно;
-применять приёмы анализа текста, находить средства выразительности;
Ход урока
I.Организационный момент
Проверка отсутствующих в классе
Проверка осанки
Проверка готовности к уроку
II.Психологический настрой
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень !
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
III.Речевая разминка Чтение стихотворения Сергея Баруздина
Снежинки
Зима снегами вьюжится
С утра и дотемна
Снежинки вьются, кружатся
У нашего окна.
Как будто звёзды искрами
Рассыпались кругом
Несутся серебристые
Заглядывают в дом.
То в комнату попросятся
То снова убегут
За стёклами проносятся
На улицу зовут
-Как бы вы по – другому назвали это стихотворение?(снегопад, снежная вьюга)
*Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп
*Начните читать быстро, постепенно замедляя темп
*Начните читать шёпотом, постепенно усиливайте голос
*Начните читать громко, постепенно переходя на шёпот
-Кто желает прочитать стихотворение выразительно?
IV. Мотивация учебной деятельности
-Как вы думаете, всё ли вы знаете о снеге?
V. Актуализация опорных знаний.
- О каком времени года мы говорили сейчас? (о зиме)
- Без чего не бывает зимы? (без снега)
-Что вы знаете о снежинках? ( одинаковых снежинок не бывает С 2)
-А какие у вас снежинки? (дети украшают доску снежинками)
- Откройте книгу и прочитайте название рассказа, с которым мы будем знакомиться
-Кто его автор? ( С. Иванов)
VI.Сообщение темы и цели урока:
Сегодня мы с вами поработаем с текстом С Иванова « Каким бывает снег»
1) рассказ учителя о писателе с показом портрета
-Как вы думаете, каким бывает снег?
Дидактическая игра«Слово – магнит»: представим, что снег- это слово магнит, притягивающее слова, словосочетания. Характеризующие цвет, действие, звук снега, снежинок. Подберите эпитеты к слову снег
-Как вы думаете, к какому жанру относится этот рассказ? (к научно – художественному)
-Какие виды снега выделил автор?
Дети составляют план
1. Первый снег
2.Январский снег
3. Февральский снег
4. Апрельский снег
*Чтение рассказа детьми по частям (жужжащее чтение) и его обсуждение
–Нарисуйте словесные картины (рассказы детей)
IX .Работа в группах
*Найдите описание снега и зимнего неба и заполните таблицу
снег
небо
Первый
Робкий и тихий, белый и лёгкий, лежит тихо
серое
Январский
Силён и спокоен, тяжёлый и холодный, сыпучий, его много, как снежное болото
Синё и бездонно,
Февральский
Злой и колючий, лютует, лупит
Мглистое, низкое
Апрельский
Плотный и липкий, дырявый, не поднимешь, пристаёт к земле, снегу ещё немало
*Чтение описания снега в группе и в паре сменного состава
-А вот как трактуется слово «Снег» в словаре В Даля:
Снег – мёрзлые пары, падающие в виде хлопьев , клочьев с облаков, самый рыхлый лёд, заменяющий зимой дождь
-Вы с этим, ребята, согласны?
X. Развитие речи
-Какие приметы, пословицы и поговорки, связанные со снегом, вы приготовили?
*Первый снег выпадает за 40 дней до начала зимы
*Снега много надует – много хлеба прибудет
*Когда снег плотно к заборам придует – лето плохое
*Зима без снега – лето без хлеба
*Не тот снег, что метёт, а тот, что с неба идёт
*Много снега – много хлеба
XI. Заочное путешествие в Третьяковскую галерею
Многие писатели и поэты восхищались красотой снега. Описывали его и все по – разному. Но снег можно изобразить не только совами. Его можно нарисовать красками на холсте. Ведь краски передают множество оттенков снега в разное время дня, ночи, года. Обратите внимание на репродукции картин русских художников…
Художники не просто рисуют снег, а передают с помощью красок своё отношение к нему, и мы вместе с художником любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость или грусть.
«КМ» Составление синквейна
Первый снег Январский снег
белый лёгкий сыпучий спокойный
притаился лежит тает накрывает гнёт ломает
Снег белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. Много снегу, много холода.
Солнце жизни Сыпучее снежное болото
Февральский снег Апрельский снег
злой колючий липкий дырявый
лупит лупит злится пристал прилип не поднимешь
Злится февральский снег, лютует. Апрельский снег дырявый: весь в дырах
Злодей, колдун, ведьмин сын проталин, весь в дырах луж.
Ушёл дед Мороз
XII. Итог урока.
-Рассказ какого писателя мы сегодня читали на уроке?
-Что вам показалось самым интересным?
XIII. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение:
-На сегодняшнем уроке я узнал(а)….
-Сегодня я сумел(а)…
-На уроке я похвалил(а) бы себя за ….
-После урока мне захотелось….
-Меня удивило…,
-Я хочу узнать…
Д/з : 1.подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа
2. подготовить краткосрочный проект о снеге: интересные факты о снеге, загадки, пословицы и поговорки, рисунок или поделку, любимое стихотворение, кроссворд.
Предмет: внеклассноечтение
Класс: 3
Данный урок № 39 в системе уроков по предмету, № 3 во 2 четверти 14.11
Тема Борис Житков «Цветок»
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного.
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.
учить работать INSERT, синквейн
развивающие:
развивать навыки правильного чтения.
развивать творческую деятельность учащихся.
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
воспитательные:
способствовать нравственному воспитанию учащихся
Технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, здоровье сберегающая, КМ
Методы: беседа, словесный, проблемно-поисковый, практическая и самостоятельная работа.
Оборудование, средства обучения, учебные пособия: учебник, тетрадь, портрет Бориса Житкова, книги писателя, иллюстрации к произведениям писателя, презентация «Комнатные растения»
Межпредметные связи: самопознание
Планируемые результаты:
-уметь осознанно читать, определять и оценивать поведение героев в процессе чтения и анализа рассказа;