4. Воспитывать желание быть лучше, добрее, честнее.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, вы любите читать интересные рассказы, сказки, смотреть мультфильмы? (ответы детей)
- А кто знает сказки «Мужик и медведь», «Как рубашка в поле росла», «Лиса Патрикеевна»?
- А вы знаете, кто их написал? (Константин Дмитриевич Ушинский)
- В этом 2023 году отмечается 200 лет со дня рождения замечательного писателя, учителя. Давайте мы с вами погрузимся в мир сказок, рассказов Константина Дмитриевича.
- Сначала узнаем о писателе побольше (ПРЕЗЕНТАЦИЯ по БИОГРАФИИ)
- Теперь, ребята, давайте прочитаем несколько произведений Ушинского и попробуем понять мысли писателя (ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ СКАЗОК и РАССКАЗОВ)
Константин Дмитриевич Ушинский
Дети в роще
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы еще успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березками. В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.
1. Кто главные герои рассказа?
2. Куда отправились дети?
3. Попали ли дети в школу? Почему?
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети желтой мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчелка, — мне нужно собирать мед.
— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.
Голубь сказал:
— Строю гнездо для своих маленьких деток.
5. Кого дети встретили в роще? (жучка, пчелку, муравья, белку, голубя)
6. Кто из животных с ними поиграл? Почему? (никто не поиграл, потому что все были заняты своими делами)
7. Какого развития событий вы ожидаете дальше? (ответы детей)
8. Почему автор привел детей в рощу?(Чтобы они поняли, что все живые существа трудятся)
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
10. Почему рассердился ручей на детей? (потому что дети ленивые, ничем не занимаются, а только всех отвлекают)
12. Согласны ли вы с ручьем? (ответы детей)
13. Какую работу выполняет ручей? (дает питье животным и людям, вертит мельницу, тушит пожары...)
Детям стало еще скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зеленой ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превеселую песенку.
— Эй ты, веселый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.
— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.
14. А теперь скажите, как себя чувствовали дети после разговора с ручьем? (им стало скучно)
15. А как они себя чувствовали в начале рассказа? (им было весело)
16. Кого еще встретили дети в роще? (малиновку)
17. Что сказала малиновка? (Малиновка-это птица, еще одно название зарянка)
18. Как стали чувствовать себя дети после такого общения с птичкой? (им стало очень стыдно)
19. Что бы вы сделали на месте героев? (Ответы детей).
20. Найдите слова малиновки, которые подходят к пословице «Делай дело-гуляй смело» (тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать)
21. Скажите, чему учит этот рассказ?(Сказка учит быть трудолюбивым, ответственно относиться к своим обязанностям. Главная обязанность героев сказки — учеба в школе, а они пренебрегли своей обязанностью.)
Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар.
1. Как вы понимаете значение слов ОДРЯХЛЕЛ, НЕВЕСТКА, ТЯТЕНЬКА?(постарел, жена сына, отец)
2. Опишите старика, используя текст притчи.
3. Почему сын и невестка посадили старика за печкой?(он проливал суп, разбил миску)
4. За каким занятием застали родители четырёхлетнего сынишку?(он сидел на земле и из щепочек складывал мисочку)
5. Что ответил мальчик родителям на вопрос о том, что он делает? Как вы, ребята, понимаете слова мальчика?(мальчик добрый, он чист душой, он очень любит дедушку и любит своих родителей, ему не нравится, когда в семье ссоры).
6. Ребята, как вы думаете, мальчик 4-х лет разумом понимал, что его родители поступают подло по отношению к своему отцу?(Учитель подводит ребят к мысли о том, что ребёнок, скорее всего, чувствовал своим чистым непорочным сердечком, что так делать нельзя).
7. Чему нас научила эта притча (нравоучительный рассказ)?(учит быть терпеливым и заботливым по отношению к пожилым родителям, беречь их здоровье и своей заботой о стариках, подавать пример младшему поколению)
Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.
– А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.
Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.
– А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.
И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.
– А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.
Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.
Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:
– А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.
И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.
1. Кто является главным героем рассказа?( Мишка)
2. Подберите прилагательные к этому персонажу(Умный, добрый, терпеливый, дрессированный)
3. Какой жизнью живет медведь? Почему?(Мишка живет в неволе: ему приходится терпеть грубость своего хозяина и исполнять все приказы)
4. Какие чувства вы испытываете к медведю?(жалость)
5. Какова главная мысль рассказа?(Жизнь многих животных была загублена на потеху народу. Не стоит причинять боль животным даже ради выгоды)
6. Чему учит это произведение?(Рассказ учит состраданию к братьям нашим меньшим. Иногда животные беззащитны перед произволом человека)
Подведение итогов урока
- Ребята, вам понравились рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского? Что особенно запомнилось?
- Вы хотели бы еще познакомиться с произведениями этого замечательного писателя?
- Найдите дома сказку, рассказ Ушинского, прочитайте и подумайте, о чем хотел вам сказать писатель.
- СПАСИБО ЗА УРОК.
ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ НА УРОКЕ УЧЕНИКАМ ВЫДАЮТСЯ ЖЕТОНЫ, ПОТОМ ПОДСЧИТЫВАЕТСЯ ИХ КОЛИЧЕСТВО. САМЫМ АКТИВНЫМ ВРУЧАЕТСЯ СЛАДКИЙ ПРИЗ.