Просмотр содержимого документа
«Урок литературы «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»»
Урок русского языка в 6классе
МБОУ «Нарышкинская СОШ»
«Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов»
(урок- презентация)-1слайд
Выполнила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нарышкинская СОШ»
Клементьева Мария Алексеевна
2016
Цели урока:-2слайд
рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
Оборудование урока: записи стихов, песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны, выставка книг о Великой Отечественной войне, рисунки учащихся на военную тему.
Методические приемы: презентация, рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.
Ход урока.
Орг. момент.
Слово учителя. С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скоро наш народ будет отмечать 71 годовщину Победы над фашистской Германией.
70 лет – это уже много, более полувека! Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез…
Подымут победные марши,
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
3слайд. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты, надевшие военную форму. Это Константин Симонов, Алексей Сурков, Давид Самойлов и многие, многие другие.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, поэзия была самым популярным жанром. Огромна роль поэтов военных лет, они помогали бороться и побеждать.
4слайд Уже на третий день войны было создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. (Звучит песня в записи).
3.Исследовательская работа «История создания песни «Священная война»
-Почему война названа «священной»?
(Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)
4.Чтение и анализ стихотворений.
5слайд Константин Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжает с фронта на фронт, знал войну «изнутри». 6слайд В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову. Выразительное чтение стихотворения. (Запись) 7слайд – Стихотворение «Ты помнишь, Алеша,…» написано
К. Симоновым в первый, очень тяжелый период войны.
-Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление на людей, стало очень популярным, любимым в народе? (Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях. Это стихотворение лирическое – передает переживания, которые испытывал весь народ, передает боль, стыд, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность. )
-Какие картины войны изображает поэт? Что увидел поэт на дорогах войны?
(Симонов пишет о тяжелых дорогах, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами (кладбищами) вдоль дорог, размытых дождями, с пожарищами. Пишет о деревенских женщинах, поивших солдат молоком: кринки они бережно, «как детей», прижимают к груди – в этом забота, нежность, тревога за солдат
- Как создается образ русской земли в стихотворении? ( Образ русской земли создается через образ дорог, «слезами измеренных», сравнением «как будто на них вся Россия сошлась». ) Размышлениями о том, что такое родина: «эти проселки, что дедами пройдены», слова старухи: «Мы вас подождем!» - повторяют пажити и леса, как будто сама природа, вся Россия говорит это. Многократное повторение слова «русский», «русская», « по-русски», этим выражается гордость «за самую милую, за горькую землю», где я родился», готовность умереть за родину, но защитить ее от врагов ) - В этих строчках поэт выразил свою любовь к Родине.
8слайд Алексей Сурков, которому посвящено стихотворение К. Симонова, - автор тихой, проникновенной песни «В землянке»
- Его стихи были очень популярны на фронте. Их печатали в газетах, заучивали наизусть.
9слайд Любопытна история песни композитора К. Листова на слова А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь» Сурков сочинил эти 16 строк для своей жены и наскоро записал их в рабочий блокнот. Композитор, встретив поэта на фронте, попросил у него «что-нибудь такое, на что можно написать песню». Сурков подал ему блокнот, не надеясь, что композитор найдет в нем что-нибудь подходящее. Листов пробежал строки стихотворения, что-то выписал, вернул блокнот и ушел. А через неделю появился вновь, взял в руки гитару и спел песню, которую назвал «В землянке». Звучит песня «В землянке».
10слайд -О суровых годах войны – стихотворение-воспоминание Давида Самойлова. Оно называется – «Сороковые». Слово « годы» уже излишне, у народа ассоциации со словом «сороковые» однозначные – это о войне. -Выразительное чтение стихотворения. (Запись) - Как поэт рисует картины войны? Стихотворение рассказывает о войне. Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а, может страницы своей памяти: «А это я на полустанке».
Простые предложения изображают холод, неустроенность, опустошающую силу войны. Повторы и многоточия усиливают масштаб трагедии. Многие строки начинаются с союза «и». «Война гуляет по России, а мы такие молодые!» Молодость противопоставлена войне. Как называется этот прием?
– Это антитеза. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но молодости свойствен оптимизм.
– Каким восклицанием заканчивается стихотворение? Да, вопреки всему жизнь побеждает.
5. Использование краеведческого материала.
11слайд-Писали о войне и поэты Вознесенского района. Каких вознесенских поэтов вы знаете ? Сегодня мы познакомимся еще с одним поэтом. Это – Пономарева Валентина Анатольевна 12слайд(сборник) 13слайд,(стихотворение А.Е.Левочкину) 14 слайд (Могила А.Е.Левочкина )
6.Итог урока. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с поэтами военных лет, назовите их.
15слайд- Каково значение поэзии в годы Великой Отечественной войны
16 слайд
17 слайд
7.Д.з.:Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»-17 слайд