Просмотр содержимого документа
«Урок по творчеству Н.М.Карамзина»
МБОУ «Среднетатмышская общеобразовательная средняя школа»
Канашского района Чувашской Республики
Конспект урока, посвященного 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина
Путешествие по страницам повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»
Разработала: учитель русского языка и
литературы Иванова Людмила Алексеевна
Средние Татмыши, 2016
Пояснительная записка
Урок начинается с формулировки цели и задач. Проверка домашнего задания помогает актуализировать опорные знания о жизни и творчестве Н.М.Карамзина.
Далее следует основная часть урока. Для обобщения полученных знаний ученики повторяют, что такое «сентиментализм».
Непосредственно анализ текста художественного произведения начинается с путешествия по окрестностям Москвы, так как именно здесь происходили события, описанные Карамзиным в повести «Бедная Лиза». Вслед за писателем отправляемся на экскурсию по окрестностям Москвы: Симонов монастырь, Москва-река, Данилов монастырь,Воробьёвы горы, Село Коломенское.
На данном этапе урока использование кластера помогает анализировать роль пейзажа для характеристики главного героя. Рассмотрение темы любви и социального неравенства начинается с проблемного задания: учащиеся должны отвечать на вопросы, которые встречаются на каждой остановке, и выполнять творческие задания. Они сопоставляют героев и заполняют схемы, делают выводы. Работа с текстом помогает определить основные мотивы: мотив чистоты и мотив денег. Образу Лизы неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести. Обращаемся к сцене первой встречи. В отношениях Эраста автор всегда подчёркивает мотив денег. Ученики приводят примеры сцен, где Эраст пытается в сфере чувств действовать при помощи денег. Выясняем отношение автора и других героев повести к Лизе. Делаем вывод: душа Лизы отличается богатством и глубиной. «И крестьянки любить умеют!» Обращаемся к сцене расставания героев: для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки[2]. Подводятся итоги урока. В качестве домашнего задания ученикам предлагается письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Тип урока: обобщение знаний о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Цель урока: Обобщить знания учащихся о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Тип урока: урок – путешествие.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания о повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;
развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;
Сегодня мы совершим путешествие по страницам повести «Бедная Лиза» Николая Михайловича Карамзина, блестящего литератора, историка, публициста, который является основоположником русского сентиментализма (слайд 1)
II. Актуализация опорных знаний: проверка домашнего задания
Устное тестирование по биографии Н.М.Карамзина.
– Когда и где родился Карамзин? (В 1766 году в Симбирской губернии) – В какой семье родился писатель? (Небогатой) – Какое образование получил? (Учился в Московском пансионе) – Где служил Карамзин? ( В Преображенском полку) – Кому обязан Карамзин приходом в литературные круги? (И.П.Тургеневу – московскому писателю и переводчику)
– Какой журнал издал Карамзин? («Московский журнал») – Над каким произведением до конца жизни работал Карамзин? («История Государства Российского») – Какие ещё произведения написал Карамзин? («Письма русского путешественника», «Наталья, дочь боярская», «Бедная Лиза»)[2]
III. Мотивация к учебной деятельности: обобщение материала.
Какое направление в русской литературе утвердил Н.М.Карамзин?
«Сентиментализм» (от англ. sentimental – чувствительный) - литературное направление 18 века, которое указывает на то, что чувство – центральная эстетическая категория.
IV. Самостоятельная работа в группах: составление кластера (слайд 2).
Мы начнем свое путешествие по страницам повести «Бедная Лиза». Первая остановка называется «Окрестности Москвы», с описания которых начинается произведение.
Для того чтобы обобщить основные сведения о живописных местах этого города, составим кластер (можно выписать любые эпитеты из текста, какие вам понравились), но сначала мы делимся на 2 группы. Потом проверим, что получилось у каждой группы.
Работа с тексом.
Учащиеся выписывают для кластера эпитеты, характеризующие окрестности Москвы:
мрачные башни
ужасная громада
величественный амфитеатр
великолепная картина
возносящиеся кресты
цветущие луга
светлая река
унылые песни
Благодаря этим эпитетам мы понимаем, что на лоне цветущей природы должно произойти что-то настораживающее.
V. Анализ повести.
Вторая остановка называется «Хижина Лизы» (слайд 3).
-Кем был отец Лизы? Как жила семья? (Отец был зажиточным поселянином. Он любил работу, пахал хорошо землю, и поэтому семья жила небедно).
-Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец? (Пятнадцать лет)
-Чем занималась Лиза, когда мать от горя становилась слабее? (Трудилась днем и ночью: ткала холсты, вязала чулки, весной рвала цветы, а летом – ягоды и продавала их в Москве).
Третья остановка «Улица Москвы» (слайд 4).
-Как познакомилась Лиза с Эрастом? (Когда Лиза продавала ландыши на улице)
-Что настораживает в поведении Эраста? (Эраст просит рвать ландыши только для него)
-Как при первой встрече проявляется мотив денег? (Эраст хочет купить ландыши за рубль вместо 5 копеек).
VI.Творческое задание (слайд 5).
Составьте синквейн о Лизе, главной героине повести.
1 сущ. Лиза
2 прил. добрая, нежная
3 глаг. помогала, трудилась, продавала
Фраза Добрая и нежная Лиза помогала матери, трудилась днем и ночью.
1 сущ. надежда
Назовите тему (Тема любви и социального неравенства) и идею повести (Социальное неравенство и легкомыслие Эраста помешали счастью влюбленных).
Четвертая остановка «Дом Лизы» (слайд 6).
- Что испытывала Лиза, когда не дождалась молодого человека, который обещал прийти за цветами? (Она чувствовала какую – то грусть в сердце своем)
- Когда Лиза влюбилась в Эраста? (С первого взгляда)
VII. Творческое задание (слайд 7).
Составьте даймонд по характеристикам героев:
1 сущ. Лиза
2 прил. чистая, нежная
3 глаг. влюбилась, поверила, обманулась
Предлож. Чистая, нежная Лиза влюбилась, поверила и была обманута богатым легкомысленным Эрастом, который соблазнил ее и бросил.
3 глаг. соблазнил, обманул, бросил
2 прил. богатый, легкомысленный
1 сущ. Эраст
Значения имен:
Лиза – «почитающая Бога»
Эраст – «возлюбленный»
Пятая остановка «Берег Москвы - реки» (слайд 8).
- О чем мечтала Лиза, смотря на белые облака? (Чтобы человек, которого она любит, пришел к ней)
- Хотел ли Эраст обмануть Лизу? (Он думал, что будет жить с ней, как брат с сестрой)
- Как он называл девушку? (Пастушкой)
- Почему Лиза поверила Эрасту? (Потому что она была влюблена в него)
- Что обещал Эраст? (Что после смерти матери он возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю)
Шестая остановка«Армия» (слайд 9).
- Чем занимался Эраст в армии вместо того, чтобы сражаться с неприятелем? (Играл в карты и проиграл почти все свое имение)
- Почему он должен жениться на пожилой богатой вдове? (Потому что он был отягчен долгами и это был единственный способ поправить обстоятельства)
- Как хочет откупиться от Лизы Эраст? (Он дал ей сто рублей и выгнал со двора)
VIII. Творческое задание (слайд 10). (Работа парами)
Фишбоун
Дайте характеристику жизни Лизы:
семья
труд
встреча
Жизнь Лизы любовь Смерть Лизы
надежда
обман
разочарование
отчаяние
Седьмая остановка«Улица Москвы» (слайд 11).
- Что почувствовала Лиза, когда Эраст сказал о женитьбе? (Как будто жизнь для нее закончилась)
- Кто помог Лизе, когда та упала от отчаяния в обморок? (Одна добрая женщина)
- Куда ушла Лиза после этого? (Она оказалась на берегу глубокого пруда, под древними дубами, где они с Эрастом встречались)
Восьмая остановка «Берег пруда» (слайд 12).
– Какова развязка истории любви Лизы и Эраста? (Они не стали счастливыми) – В чем причины самоубийства Лизы? (Жизнь перестала иметь смысл без любимого человека)
– Осуждает ли автор своего героя? (Автор не осуждает, а Эраст считал себя убийцей Лизы) – Изменилось ли ваше отношение к нему? (Изменилось, мы перестали его осуждать) – Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? (Он до конца жизни своей несчастлив) – Произошло ли очищение души? (Произошло, так как автор считает, что они уже примирились)
IХ. Домашнее задание (слайд 13).
Напишите сочинение на тему
«Какие чувства вызвала повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?
Источники:
Русская литература ХVIII века. Сентиментализм.- М.: Дрофа: Вече, 2002.-160 с.