kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок родной (татарской) литературы в 5 классе "Шүрәле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок родной (татарской) литературы в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок родной (татарской) литературы в 5 классе "Шүрәле"»

Урок родной (татарской) литературы в 5 классе.

Тема: Великий татарский поэт Габдулла Тукай. Изучение его жизни в Кырлае. Поэма «Шурале».

Цели урока:

- познакомить учащихся с биографией великого татарского поэта, с его поэмой «Шурале», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи урока:

- учить учащихся самостоятельно ставить цели урока и определять задачи;

- учить детей вести диалог с автором, находить ответы в тексте;

- воспитывать осознанное отношение к чтению, любовь к книге;

- развивать УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные).

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

2.Пользоваться приёмами изучающего чтения.

4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5.Излагать содержание прочитанного текста подробно.

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.


Выставка книг Г.Тукая.


Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые современные образовательные технологии

Орг. момент

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

Здоровьесбережение

Определение темы урока и постановка целей урока.















- Ребята, мы сегодня проведём наш урок в необычных условиях. Сейчас мы находимся в музее великого татарского поэта Габдуллы Тукая, который находится в нашем родном селе Новый Кырлай.

«Родной»… Ребята, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

Сразу представляются родное село, родители, родной язык…

Технологии проблемного обучения


- А понятие «Родной язык» для нас напрямую связано с чьим именем?

- Правильно. Стихотворение Габдуллы Тукая «Родной язык» стало татарским гимном.


С именем Габдуллы Тукая.


Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение Тукая «Родной язык»

- Ребята, назовите имя поэта, который прославил наше село на весь мир.

- А в каком своём произведении он пишет о нашем селе?


- Габдулла Тукай.


- в поэме-сказке «Шурале»

-Давайте вместе определим цель нашего урока?

- Познакомиться с поэмой Г. Тукая «Шурале», показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.
















-Наши задачи на урок?



- Познакомиться с биографией поэта;

- Прочитать поэму;

-Провести различные виды информации по поэме





- Вспомним биографию Г.Тукая. (сотрудница музейного комплекса, ведёт учащихся по залам музея, рассказывая о жизни и творчестве поэта)

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье муллы. Ему было всего 5 месяцев, когда он лишился отца, а в возрасте четырёх лет стал круглым сиротой. В глаза наворачиваются слёзы, когда читаешь строки из его стихотворения «Разбитая надежда»:

Мать моя лежит в могиле. О

страдалица моя,
Миру чуждому зачем ты человека

родила?
С той поры, как мы расстались,

стража грозная любви
Сына твоего от двери каждой

яростно гнала.
Всех сердец теплей и мягче

надмогильный камень твой.
Самой сладостной и горькой омочу

его слезой.
Многодетная бедная семья его дедушки, куда он попал после смерти матери, тяготилась мальчиком. Начинаются переходы маленького Габдуллы из рук в руки, из деревни в деревню. Так, в 1892-1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай. Годы, проведенные в нашем селе, стали особенными - здесь он видит жизнь народа, познает его радости, беды и мудрость. Здесь впитывает он красоту родной земли, её леса, её речушки, зелёные холмы оживут в его стихах. Поэт запечатлел это в своей сказке «Шурале».

Кырлай открыла ему глаза на мир. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и её простым чистосердечным людям.

В 1895 году Габдуллу отправляют к родственникам в далёкий Уральск: к тёте по отцу. Здесь он учится в медресе и одновременно посещает трёхгодичный русский класс, изучает арабский и персидский языки.

В Уральске он начинает писать и в 1907 году возвращается на родину уже признанным поэтом, и начинается казанский период его творчества. 

Тукай хорошо знал русскую литературу: дал прекрасные переводы Пушкина, Лермонтова, Крылова, Майкова, Плещеева и др.
Тукай прожил всего 27 лет. Его биография - одна из самых драматических биографий в истории мировой литературы.


Внимательно слушают

Работа с текстом стихотворения.















- Спасибо большое за занимательный рассказ.

Прослушивание поэмы в чтении учителя.

-Постарайтесь внимательно прослушать поэму и уловить интонацию

- На сколько частей можно разделить поэму?

- Озаглавьте части.


- Какие герои есть во второй части поэмы?

- Главные герои поэмы Шурале и джигит Былтыр. Что о себе рассказывает Шурале?

-Что делает Былтыр, после того как прищемил пальцы Шурале в дереве?

- А что сделали бы вы?




Прослушивают поэму.


Отвечают на вопросы:

-На две

- 1. Деревня Кырлай и лес.

2. Встреча Былтыра и Шурале.

- Шурале, Былтыр, друзья Шурале.




Работа с текстом: находят рассказ Шурале о себе, выразительно читают.

Отвечают

Коллективная система обучения


- Почти целый век поэма «Шурале» и его персонажи продолжают оставаться воплощением национальной культуры, языка, традиций, духовной и внешней красоты. Может быть, поэтому поэма Габдуллы Тукая продолжает волновать композиторов, художников, режиссёров.
По мотивам поэмы «Шурале» Г.Тукая татарский композитор Фарид Яруллин создал одноимённый балет. Режиссёр Равиль Тухветуллин снял анимационный фильм «Шурале».
- Просмотрите его. Ответьте на вопросы.
1. Каковы ваши первые впечатления от фильма?

2. Какой урок даёт Шурале людям в финале фильма?














Смотрят фильм.





Отвечают на вопросы.


Рефлексия.


-Наш урок подходит к концу.

Что мы делали сегодня на уроке?


Г.Тукай любил свой нард, заботился о родном языке. И вы любите и берегите родной край, родную страну, не забывайте свой язык. А в старших классах мы ещё многое узнаем о творчесте Г.Тукая.

- Читали и анализировали поэму «Шурале»

- Ответы учеников.

Коллективная система обучения


Подведение итогов.


- Оцените свою работу на уроке и заполните «Лист самооценки»

Я узнал на уроке много интересного и многое запомнил.

Я узнал многое на уроке, но не всё запомнил.

Я узнал мало и мало что запомнил, нужно ещё повторить.

Дети выполняют задание


Технология оценивания образовательных достижений



Дом.задание



-Предлагаю вам домашнее задание:

- нарисовать иллюстрацию к стихотворению;

-выучить отрывок поэмы.

Учащиеся выбирают одно задание.

Технология разноуровневого обучения





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок родной (татарской) литературы в 5 классе "Шүрәле"

Автор: Урамаева Альбина Бикмухаметовна

Дата: 12.12.2024

Номер свидетельства: 661534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства