kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки доброты по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

-  Расширить у учащихся представление о жанре «сказка»;

- заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»;

- способствовать воспитанию в школьниках понимания необходимости доброго отношения к людям и вообще к живым существам;

- развивать  в детях умение размышлять над поступками (героев) и их последствиями;

- научить анализировать текст.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом (урок-открытие)

 

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод

Приёмы: слово учителя

Метод творческого чтения

Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод

Приёмы: поиск материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Оборудование:  текст сказки (учебник), карточки,  мультимедийный проектор

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки доброты по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» »

Уроки доброты по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» (2 ч)



Тема:          Читаем сказку К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»

Цели урока:

-  Расширить у учащихся представление о жанре «сказка»;

- заинтересовать учащихся извечной темой борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»;

- способствовать воспитанию в школьниках понимания необходимости доброго отношения к людям и вообще к живым существам;

- развивать в детях умение размышлять над поступками (героев) и их последствиями;

- научить анализировать текст.

Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом (урок-открытие)

 

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод

Приёмы: слово учителя

Метод творческого чтения

Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод

Приёмы: поиск материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы

Оборудование:  текст сказки (учебник), карточки, мультимедийный проектор

 

Ход урока:

1. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята!  Рада вас видеть, помню, как активно вы проявляли себя на прошлых уроках, надеюсь, вы и сегодня будете такими, а самые деятельные учащиеся получат хорошие оценки. Сегодня на уроке мы с вами проанализируем сказку  Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб», которую дома вы прочитали (слайд 1)

- Ребята, а кто мне может сказать, что такое сказка? (слайд 2)

- А как вы думаете: сказка – это серьёзный жанр или нет? (слайд 3)

- А надо ли сказки изучать в школе?

- А взрослые читают сказки?

- Скажите, зачем человеку во все времена нужна была именно сказка?

Спасибо за ваши мнения. Вы сказали, что сказка-это серьезный жанр литературы, потому что в них поднимаются серьёзные проблемы противоборства добра и зла; также человек выражал в сказке свои сокровенные, тёплые желания: стремление помочь слабым, тяготение к добру, к красоте, отражая потребность в счастье и любви .

- Скажите, а какие темы могут подниматься в сказке?

 

(Тема любви, отношения к старшим, тема борьбы…добра со злом)


(Примерный ответ: сказка  - это вымышленная история со счастливым концом и обязательно победой добра над злом)

 

- «Спешите делать добро» именно так однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов, которому в этом году, кстати, исполняется 152 года со дня рождения. Именно эта фраза и будет эпиграфом к нашему уроку. (слайд 4)

- А тема нашего урока будет звучать как?

  - Правильно «Знакомство со сказкой К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»»

- Читая эту сказку, мы попытаемся  найти ключик,  который откроет нам секреты отношений между человеком и природой, между людьми, между добром и злом. Автор этого произведения - К.Г.Паустовский. (слайд 5)

        - Константин Георгиевич Паустовский прожил долгую, увлекательную, трудную, но интересную жизнь. Многие факты из его биографии послужили сюжетом для создания произведений.

  -  Ещё ваши дедушки и бабушки с детства полюбили его произведения, которые одинаково известны и детям и взрослым. Сам писатель говорил о своём творчестве: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону – в сторону добра. Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка. (слайд 6)

2. - Чтение сказки. «Когда кавалеристы проходили…» до слов «…пострадал от врага»

- О чём вы узнали, прочитав эту часть сказки?

(Примерный ответ: Эта часть сказки – введение – знакомит нас с ситуацией, вводит в обстоятельства, которые предшествовали главному событию)

 - А сейчас давайте познакомимся с главным  героем  и выясним наше к нему отношение. Чтение со слов «Жил в Бережках» до слов: «Да, ну тебя! Надоела!»

 - Ну как вам мальчик, понравился? Почему? Каким вы его увидели?

 (Примерный ответ: Ничего приятного, угрюмый, неласковый)

 - А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой?

- А где его родители? Почему они только вдвоём?

(Примерный ответ: мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить). (слайд 7)

 -Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. Итак, пожалуйста, кому жалко? Прошу встать. Кому не жалко, тоже попрошу встать. А теперь вам необходимо каждому оказать свою точку зрения. Только попрошу вас:

1. Уважать собеседника и его мнение.

2. Не перебивать друг друга.

(Примерный ответ: Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)

 - Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках. Послушайте, пожалуйста.

Чтение отрывка учителем «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки»

- Какое настроение у вас вызвал пейзаж? (слайд 8)

 (Примерный ответ: Тихая, спокойная обычная зима)

 - Ребята, а давайте посмотрим в окно. Скажите, что вы там видите? Зиму? А она похожа на зиму в сказке? В сказках очень часто природа выступает в роли одушёвленного предмета. Природа думает, злится, улыбается. Как вы думаете, а какое настроение у природы, которая сейчас за окном? Правильно, спокойное, как и в сказке. Но тут происходит в сказке нечто, что заставляет природу поменять настроение! (слайд 9)

 - Давайте продолжим чтение и узнаем, что же случилось в Бережках.

Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!»

- Каким образом конь очутился в деревне Бережки?

- Кто приютил и вылечил коня?

- Опишите этого человека? (Мельник Панкрат)

- Почему он позволял коню ходить по деревне побираться?

- Почему мальчику Фильке дали такое странное прозвище «Ну Тебя»?

(слайд 10)

- Какое время года было на дворе тогда, когда конь постучался в калитку к Филькиной бабушке?

- А что в то время делал Филька?

- Как Филька встретил раненого коня? Что же произошло? (слайд 11)

 (Примерный ответ: Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня,  который жил-то милосердием добрых людей)

 -Итак, Филька совершил злой поступок, и что же произошло дальше?

(слайд 12)

Прочтите текст со слов «Слеза скатилась у коня из глаз…» до «… когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».

(слайд 13)

- Про какое надвигающееся на деревню бедствие рассказала Фильке бабка?

(Колодцы замёрзли; воды нет; будет голод)

(слайд 14)

Как она объяснила причину такой природной катастрофы?

( Сто лет назад злой хозяин избы обругал старого солдата, вместо того чтобы дать ему хлеб)

- Как вы думаете, ребята, понял ли Филька свою вину перед конём и перед всей деревней? (слайд 15)

- Куда он направился? (слайд 16)

 Опишите путешествие сороки, опираясь на текстовый фрагмент, со слов «Потом она боком, озираясь, поскакала…» до «… куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?»

- Что придумал Филька для спасения деревни? (слайд 17)

( Он сказал, что утром соберёт ребят и вместе с ними будет рубить лёд у лотка около мельницы) (слайд 18)

- Как «отреагировала» погода на дружную работу мальчишек и стариков, скалывавших лёд? (Подул тёплый ветерок) (слайд 20)

- Что объявила при этом сорока?

- Кому мальчишки принесли буханку свежего хлеба? (слайд 21)

- Как произошло примирение Фильки с конём? (слайд 22)

Опишите эту сцену, опираясь на текстовый фрагмент, со слов « Панкрат отворил ворота сарая…» до « … и закрыл глаза от сытости и удовольствия»

- А что в это время делала сорока?

3. Итог урока.

 – Итак, давайте подведём итоги по прочитанной сказке.

Какие нереальные элементы вы заметили в этом произведении?(слайд 30)

- Охарактеризуйте Фильку в начале и в конце сказки.

- Стали ли бы вы дружить с таким мальчиком?

- Как вы понимаете название сказки? (слайд 31)

- Что общего у сказки «Тёплый хлеб» с русскими народными сказками?

Добро победило зло; звери и птицы понимают человеческую речь)


4. Тестирование: слайды 23-27.


5. Домашнее задание : придумайте свою небольшую добрую сказку.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Уроки доброты по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

Автор: Зиновец Елена Николаевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку литературного чтения на тему: К.Г.Паустовский "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-k-g-paustovskii-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "173231"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423939476"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Если добрый ты(открытый урок по сказке Паустовского "Тёплый хлеб") "
    ["seo_title"] => string(69) "iesli-dobryi-ty-otkrytyi-urok-po-skazkie-paustovskogho-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "202562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429279693"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Разработка урока русской литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-russkoi-litieratury-po-skazkie-k-paustovskogho-tioplyi-khlieb"
    ["file_id"] => string(6) "158460"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421749467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "«Тёплый хлеб» К.Г.Паустовского "
    ["seo_title"] => string(32) "tioplyi-khlieb-k-g-paustovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "132849"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416415492"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "" Растрепанный воробей" К. Г. Паустовский"
    ["seo_title"] => string(38) "rastriepannyi-vorobiei-k-g-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "298899"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456414016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства