Притча о блудном сыне
Козбакова Р.К.,
учитель русского языка и
литературы СШ №20, г. Астана.
6 класс
Тип урока: интерактивный
Вид урока: урок нравственности
Используемые элементы технологии: Арт-технология, кейс-метод, метод кластера, интерактивная доска.
Цели урока:
Ознакомление учащихся с сюжетом библейской притчи о блудном сыне, ориентируя на национальные и мировые, культурно-ценностные отношения, основываясь на высказывания их Корана и Библии;
Развитие познавательной активности, навыков учащихся при работе с нестандартными заданиями; умение анализировать и высказывать личное мнение;
Воспитание нравственных качеств; привитие чувства любви, благодарности и ответственности по отношению к окружающим.
Оформление: высказывания из Корана и Библии, слова Цицерона, слайды к уроку.
ХОД УРОКА
Орг.момент
Слово учителя
Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок нравственности. Для начала проведем небольшой психологический тренинг (звучит тихая спокойная музыка).
Закройте глаза и представьте поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы, летают красивые бабочки, стрекочут кузнечики. Вы видите прелестного малыша. Этот малыш - ВЫ. Вы тянетесь ручками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос. Вы поднимаетесь и бежите навстречу ему.
Вдруг сильные и нежные руки подхватывают вас, подбрасывают вверх, и, неописуемая радость, восторг и счастье переполняют все ваше существо… А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга. Вы заметили, они светятся счастьем и любовью, потому что вы вспомнили о маме, о её любви к вам, о том, что составляет смысл человеческого существования.
Сегодня мы поговорим о любви – родительской, дочерней и сыновней.
Вступительное слово учителя Слайд № 1
Притча о блудном сыне самая популярная из всех евангельских притч. И сегодня, знакомясь с ним, постараемся вникнуть в суть сказанного.
Обратите внимание на слова, взятые из Библии: Слайд № 2
Эпиграфы к уроку:
«Аллаға ешнәрсені теңдестірмеңдер,
ата-аналарыңа жақсылық жасаңдар»
(Құраннан)
«Чти отца своего и мать свою
и да долголетен будешь на земле»
(из Библии)
«Баланың жақсысы – қызық
жаманы – күйік...» (Абай)
«Любовь родителей наиболее бескорыстна»
(Цицерон)
Беседа с классом по высказыванию.
Работа с текстом
Ребята, перед вами на листе набран текст. Прочитайте внимательно и ответьте на вопросы:
Беседа с классом по вопросам.
Кейс – метод. Слайд № 3
*Что приказал отец слугам, когда вернулся младший сын после долгих скитаний? (зачитайте)
*Почему он так поступил?
*Что сказал старший сын отцу, когда увидел, как отец встречает блудного сына? (зачитайте)
*Кто был прав: отец или старший сын? Почему?
*Обратите внимание на эти высказывания, и скажите: какое из этих высказываний больше подходит отцу? Почему вы так считаете?
III. Метод кластера
А теперь, ребята, запишите к слову «любовь». Слайд № 4
1 вариант - существительные
вариант – прилагательные
IV.Метод Арт – технологии. Слайд № 5
А сейчас перед вами лист А-4 и фломастеры. Нарисуйте символ любви, как вы себе представляете родительскую любовь к вам; нужно изобразить в виде (сердца, руки, глаз, ладони и т.д). (пока они рисуют, звучит тихая мелодия).
Затем рисунки вывешиваются на магнитной доске, и учащиеся выходят (по желанию) и комментируют свои рисунки.
V. Заключение
Возвращение человека на путь истины, добра – это большая радость. Вот что сказано в Евангелие. Слайд № 6
«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Как понять данное высказывание?
А теперь, ребята, подумайте и ответьте на вопросы:
Слушаете ли вы сами старших, своих родителей?
Принимаете ли их поучения и предостережения?
Поможет ли вам эта притча изменить свое отношение к словам взрослых?
И в завершение сегодняшнего урока послушайте несколько строк из стихотворения Александра Городецкого, которые подготовили ваши одноклассники.
Четверо учащихся выходят к доске и читают наизусть стихи. (на фоне слайда № 7 картина Рембрандта «Сын на коленях перед отцом»). Слайд № 7
Картина Рембрандта
В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембранд кончается срок.
Сын стоит на коленях, калека,
Изможденных, не чувствуя ног,
Голова – как у бритого «зека»,-
Ты откуда вернулся, сынок?
Не слышны приглушенные звуки.
На холсте и в округе темно,-
Лишь отца освещенные руки
Да лица световое пятно.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.
4.Слово учителя.
Тема блудного сына будет актуальна всегда. Спастись от всех бед, предназначенных судьбой, можно лишь покаянием. И ваше внимание, ребята, хочу обратить на следующие слова из Корана
Наставление детям
В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострадательны, уважительны, добры и послушны.
Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.
Обращаться к родителям по имени невежливо.
Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо извинитесь.
Помогайте им без просьб.
Когда родители достигнут преклонного возраста, не забывайте, что к ним нужно относиться с большим терпением и добротой.
И мне бы хотелось сегодня в память об этом уроке подарить вам частичку любви своей вам как мать, как учитель и просто как человек – это сердечко. (раздаю всем присутствующим и детям маленькое сердечко из цветной бумаги).
VI. Домашнее задание
Написать эссе на тему о дочерней и сыновней любви к родителям.
СПП с придаточным определительным
(личностно-ориентированный урок)
Козбакова Р.К.,
учитель русского языка и
литературы СШ №20, г. Астана.
9 класс
Цели урока:
Ознакомить учащихся с СПП с придаточными определительными, научить их находить придаточные определительные и производить синтаксический разбор; повторить типы СПП;
Совершенствовать умение учащихся работать с текстом, развивать их орфографическую зоркость, речевые и пунктуационные навыки;
Воспитывать к изучаемому языковому материалу, формировать положительные качества личности, чувство взаимопонимания и товарищества.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, иллюстративно-объяснительный.
Средства обучения: интерактивная доска,учебник «Русский язык» (9 кл.; авторы: Э.Д.Сулейменова, З.К.Сабитова), таблицы: «Строение СПП», «Виды придаточных предложений»; текст, сб., стихотворения Н.Заболоцкого.
Эпиграф к уроку:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
(Н.Заболоцкий)
ХОД УРОКА
Орг.момент. Слайд № 1
Вступительное слово учителя. Слайд № 2
Сейчас, как всегда, Синтаксическая пятиминутка. (двое у доски выполняют синтаксический разбор предложений).
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.
Пока они выполняют работу, мы с вами проведем блиц-опрос.
Блиц – опрос: Слайд № 3
*какие предложения называются сложными?
*назовите типы сложных предложений?
*чем отличаются ССП от СПП?
*назовите виды СПП.
* расскажите, пользуясь таблицей, о СПП с обстоятельственными придаточными.
*чем отличается сравнительный оборот от СПП с придаточным сравнения?
III. Объяснение нового материала. Слайд № 4
Слово учителя: Придаточные определительные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? В главном предложении они относятся к существительному (или к местоимению), давая ему характеристику или раскрывая его признак. К главному предложению придаточные определительные присоединяются при помощи союзных слов: который, какой, чей, где, куда, откуда, что (Я с жадностью читал новые книги, которые поступили к нам в библиотеку). В главной части могут находиться указательные местоимения тот, такой, таков (На месте том, где в гору поднимается дорога, три сосны растут).
IV. Рефлексия. Слайд № 5
Тренировочные упражнения (два уч-ся письменно у доски выполняют упр. 277,278).
Конкурс «Убедительная аргументация»
Перед вами на листе текст, каждая группа работает по заданиям заданным на листах.
Вы должны ответить на вопрос Что такое счастье?
Групповая работа с текстом: Слайд № 6
Каждый человек испытывает потребность делать что-то красивое и интересное. Если желаешь осуществить эту потребность, надо её поддержать в себе и дать ей простор. Необходимо предельное напряжение воли, чтобы не предать своих увлечений.
По-настоящему красив и интересен человек, если он богат полезными духовными потребностями. Человек, который одновременно интересуется и искусством, и математикой, и теорией относительности, и слесарным делом, может совершить чудо. Через систему увлечений человек приходит к главному увлечению, которому посвятит всю свою жизнь. Ждите этого прекрасного момента… (Ю. Азаров).
Задания по группам Слайд № 7
1 группа (лексико-смысловой анализ текста):;
- выразительно прочитать текст;
-определить тему текста, тип речи, основную мысль, озаглавить его;
2 группа (анализ синтаксического строя текста):
-проанализировать 2,3 предложения, начертить их схемы;
3 группа (синтаксический разбор СПП с придаточными определительными):
-охарактеризовать одно из предложений;
-сделать схему предложения.
Коллективная работа (устное изложение текста с учащимися, восстановление текста с сохранением СПП). Слайд № 8
«Займи позицию» (учащиеся рассуждают на тему «Настоящий человек: каков он?», используя в речи СПП, а затем отвечают на вопросы: Что нужно сделать для того, чтобы развить в себе положительные качества? Каким человеком вы бы хотели видеть себя?). Слайд № 9
Работа с кластером (учащиеся записывают свои ассоциации к слову человек): Слайд № 10
порядочный
добрый внимательный
ответственный Человек смелый
общительный умный
инициативный
V. Выводы и обобщение урока.
Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
VI.Домашнее задание: Слайд № 11
Написать сочинение – эссе «Настоящий человек: каков он?»