Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»
Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.
Дидактическая цель: организовать совместно-поисковую работу учащихся с целью анализа произведения устного народного творчества-былины и сравнение ее со сказкой.
Задачи
Предметные: познакомить учащихся с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания детей о былинах; учить выразительно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»»
Урок литературного чтения «Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом»
Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.
Дидактическая цель: организовать совместно-поисковую работу учащихся с целью анализа произведения устного народного творчества-былины и сравнение ее со сказкой.
Задачи
Предметные: познакомить учащихся с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания детей о былинах; учить выразительно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать находить аналогии с реальными историческими событиями.
Метапредметные
Познавательные: развивать умение анализировать разные виды текстов, сравнивать их, выделять главную мысль; находить необходимую информацию для выполнения заданий, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста былины, приобретение читательского опыта.
Коммуникативные: формировать умение слушать и вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе и сотрудничать с одноклассниками.
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Методы обучения
По характеру учебно - познавательной деятельности: проблемно - поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно – познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения
- Климанова Л.Ф.Литературное чтение. Учебник для 4 класса. В 2-х ч. Ч,1.-М. : Просвещение.-2013.- 160с.
- Раздаточный материал: карточки с элементами былин и сказок, таблицы для заполнения.
Планируемые результаты
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с текстом былины «Исцеление Ильи Муромца»; обогатить знания о былинах; научится выразительно читать их, понимать исторический текст; получит возможность работать над содержанием былины; научится находить аналогии с реальными историческими событиями.
Метапредметные
Познавательные: ученик получит возможность развить умение анализировать разные виды текстов, сравнивать их, выделять главную мысль; находить необходимую информацию для выполнения заданий, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста былины, приобретение читательского опыта.
Коммуникативные: ученик получит возможность слушать и вступать в диалог; формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении; работать в группе и сотрудничать с одноклассниками.
Регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать учебные задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Личностные: ученик получит возможность испытать чувство гордости за свою Родину, ее историю, народ.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный
Организация и проверка рабочего места. Создание положительного настроя учащихся.
Проверка готовности рабочего места
2. Актуализация знаний
Речевая разминка
Чтение отрывка из былины (медленно, с ускорением, с замедлением текста, с выражением)
-Ох ты гой еси дородний добрый молодец
Как тебя честным именем зовут?
- Прочитайте предложение. Используем ли мы сейчас в нашей речи такие фразы? Как вы думаете, что она обозначает?
Скажите, для какого вида народного творчества характерна данная фраза, докажите. - О чем же пойдет речь на нашем уроке?
- Назовите, какие былины вы знаете. Кого из богатырей вы можете назвать?
- Найдите в учебнике название былины, которую будем сегодня читать. Предположите, о чем будет это произведение?
Учащиеся используют разные виды чтения
Вспоминают учебный материал, который потребуется для решения учебной задачи; определяют цель урока
3. Поиск решения («открытие нового знания»)
Чтение былины учителем.
Следят по тексту, подчеркивают непонятные слова.
Рассказывают о своих впечатлениях о прочитанном, какие испытали чувства. Узнают значение непонятных слов. Отмечают характер прочтения былины (неторопливо, плавно)
4. Первичное закрепление материала
Учитель предлагает выяснить, что напоминают былины?
Предлагает вспомнить элементы сказки
Повторное чтение былины учащимися.
Учащиеся называют элементы сказки ( зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, чаще добро побеждает зло, концовка)
Находят эпитеты, выясняют, для чего они нужны в былине.
Отмечают особенности языка (устаревшие слова)
5. Включение нового в систему знаний
Учитель делит детей на группы (по 4 человека) с карточками.
Предлагает заполнить таблицу.
Признаки
былина
сказка
1. Что лежит в основе?
2. Герои
3. Построение произведения
4. Волшебные силы и персонажи
5. Песенный характер
6. Язык
7. Троекратный повтор
8. Автор
Помогает составить синквейн «Илья Муромец»
Работа в группах.
Учащиеся раскладывают карточки на 2 группы (сказочные элементы и элементы былины) и выясняют, какие черты свойственны сказкам и былинам, что у них общего, а чем они различаются.
Составляют синквейн.
6. Рефлексия
Предлагает учащимся закончить предложения:
- Сегодня на уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Продолжают предложения, предложенные учителем
7.Домашнее задание.
- Подготовить выразительное чтение былины. По желанию подготовить сообщение о князе Владимире.