Урок литературного чтения (2 класс) СЛАЙД №1
Тема: С.Иванов «Каким бывает снег»
Художественная задача урока: помочь детям открывать “тайны неизвестного” через чтение произведений художественной литературы.
Цели урока:
- развивающий аспект: развивать речь учащихся; умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения;
- воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе; вызывать интерес у школьника к содержанию произведения;
- познавательный аспект: формировать общеучебные умения осознанного, правильного и выразительного чтения, подготовка к пересказу.
Оборудование:
“Начальная школа ХХI века”, Вентана Граф, 2 класс,
1-я часть учебника “ Литературное чтение”, стр.127-130
Рабочая тетрадь № 1 “Литературное чтение”, стр.57
музыка П.И.Чайковского “Времена года”; музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»
презентация; выставка книг с произведениями о зиме
Ход урока.
I Орг. момент
II Актуализация знаний
Отгадайте загадку
Он всё время занят делом.
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег) СЛАЙД №2
- Что можете рассказать про снег?
- Давайте же отправимся в путешествие в снежное царство и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, внимательный взгляд натуралиста, зоркий – художника и пусть будет вместе с нами яркое образное слово писателя. СЛАЙД №3
/На фоне пьесы «Тройка» (музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель») учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б.Петрова/:
…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снега, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежок… снега во всю Россию.
III Постановка УЗ СЛАЙД №4
- Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Кто его автор? Что мы должны узнать сегодня, путешествуя в снежное царство?
- А разве может быть снег разным?
- Какой человек может об этом знать?
- А каким увидел снег автор, мы узнаем сегодня на уроке.
Если трудный вопрос
Для тебя не проблема,
Если ты изыскатель
И рвёшься вперёд,
Встреча с новым писателем
Ждёт непременно,
Радость новых открытий
Урок принесёт.
И не зря девизом нашего урока стали эти замечательные слова: “Мир удивительный такой, к нему присматривайся чаще…”.
И наша задача на уроке - научиться и стать ЧИТАТЕЛЕМ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ, а поэтому мы должны быть внимательными и наблюдательными.
IV Первичное знакомство с текстом
1. Учащиеся читают по «Звуковому ориентиру» произведение на стр.127-130 (канатоходец, проваливаешься, противоположного)
- К какому жанру можно отнести это произведение? Сколько в нем частей?
- А почему четыре части?
2. - О каком снеге говорится в первой части произведения? (самый первый – октябрьский) В каком месяце выпал самый первый снег? СЛАЙД №5
- Докажите предложением из текста.
- Что узнали о первом снеге? Какой он? Прочитайте.(робок и тих; ложится для красоты; белый и лёгкий)
- Что значит «озимое поле»? (подсказка – стр. 130) СЛАЙД №6
- Обратите внимание, как описывает автор небо и поле. (Небо серое, а поле сияет) За счет чего озимое поле сияет? (Эффект блеска, сияния создает влажна поросль озимых)
Физминутка для глаз СЛАЙД №7
3. Прочитайте первый абзац второй части и скажите о каком снеге говорится?
- Каким же увидел автор январский снег? (силен и спокоен, тяжелым одеялом; гнет деревья) СЛАЙД №8
- Что еще показалось вам интересным в этой зарисовке? (В этом месяце много снега – проваливаешься. Или пронаблюдать действия солнца)
4. Прочитайте второй абзац этой части молча. Подчеркните слова, которыми автор передает восхищение зимним днем. СЛАЙД №9
5. Самопроверка
- Сумел ли автор и нам передать свои чувства?
6. Выразительное чтение отрывка
- С чем автор сравнивает солнце? (с лампочкой) Снег? (с одеялом, болотом)
- Обычно про январский снег в солнечный день говорят «Снег блестит». Подберите синонимы к слову блестеть (Блистать, искриться, переливаться, всеми цветами радуги, сверкать, светиться, сиять) СЛАЙД №10
7. Перечитайте внимательно третью часть и выполните тест: СЛАЙД №11
- О каком снеге говорится в этой части? (февральский, январский, декабрьский)
- Февральский снег самый… (злой и колючий; злой и свирепый; сильный и мокрый)
- Небо кажется (очень низко; очень высоко; очень далеко)
- Человек в такую метель чувствуют себя пушинкой; бумажкой; тряпкой.
- В этом месяце очень часты: метели; грозы.
8. Самопроверка
- Так какой же февральский снег? СЛАЙД №12
- Что значит «лупит путника по шапке, по спине…»?
9. Работа над четвёртой частью.
- А сейчас предлагаю вам начать поиск ответа на вопрос: «Какой снег в последней части рассказа» через игру “Догонялки”
Правила игры: глаза - спортсмены, а карандашик в руке - спортивный судья.
Один читает, а остальные стараются не отстать, важные для ответа слова подчёркивайте.
Самопроверка СЛАЙД №13
/ октябрьский
февральский
апрельский
январский
- Почему автор, говоря об апрельском снеге, подобрал слово «дырявый»?
- Давайте сравним описание деревьев и кустарников во 2 и 4 части. (Даже вылезает рыжая непричесанная трава: «А вот и я!»)
/Слабые учащиеся выполняют задание №1 в рабочей тетради на стр.57/
- Можно ли сказать, что автор относится к снегу, как к человеку? Докажите. /Автор использует прием олицетворения/.
- Сколько «характеров» у снега он подметил? (Четыре: робкий, уверенный, злой, навязчивый)
10. Прослушайте фрагмент из музыки П.И.Чайковского и подумайте, к какой бы части рассказа вы ее отнесли и почему.
/Звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года» - «Вьюга»/
11. - А теперь посмотрим на снег глазами художников. СЛАЙД №14
(Учащиеся рассматривают несколько картин художников и определяют, к какой части рассказа они подойдут: Левитан «Март», Пластов «Первый снег», Литвинов «Метель»…)
- Понаблюдаем за небом, меняется ли оно? А теперь сравним видение художников и С.Иванова (небо серое; небо сине, бездонно; небо мглистое, низкое).
- А как бы описали мартовское небо на картине Левитана? (весеннее, яркое, синее…)
V Подведение итога
- От чьего лица написан рассказ? (автора) Докажите. (Я стою…)
- Что нового для себя вы взяли с урока? (Как умело автор сумел отметить особенности снега в разные месяца. То, как красиво об этом пишет С.Иванов, используя сравнение, олицетворение, эпитеты.)
Природа - не слепок,
Не бездушный лик.
В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь,
В ней есть язык!
Будь наблюдательней немножко,
И сам тогда увидишь ты,
Как много в мире красоты.
VI. Домашнее задание: (заранее записано на доске) СЛАЙД №15
Стр. 127-130, перечитать и подготовить пересказ близко к тексту той части, которая больше всего понравилась.
СЛАЙД №16
VII. Книжный ряд
Перед вами небольшая выставка произведений о зиме разных авторов.
Кого заинтересовали эти книги, можно посмотреть и взять их в школьной библиотеке.