| Работа с текстом 1-ая часть. Чтение рассказа до слов: « А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит...» Первая остановка – Что вы узнали? – Как бы вы озаглавили эту часть рассакза? – Сбылись ли ваши ожидания? – В начале урока вы привели слова Паустовского о том, что Бунин «в области русского языка был мастером непревзойденным». Найдите слова или выражения, передающие атмосферу, в которой разворачиваются события. – Что чувствует в этот момент мать? – Какое событие является завязкой рассказа? (Лексическая работа: верста) – Кто такой Нефёд? – Как к нему относится барыня? – Что произойдет дальше? 2-ая часть. Вторая остановка – Как можно озаглавить эту часть? – Какие детали портрета Нефеда говорят о его материальном положении? – Какие слова вам незнакомы? (Лексическая работа: зипун, фуксин, подпояска) – Какое средство художественной выразительности использует Бунин в данном отрывке? Какое значение оно имеет? – Как вы оцениваете поступок Нефеда? 3-я часть. Чтение рассказа до слов «И мать кидалась на колени и била себя в грудь: – Господи, помоги! Господи, защити!» Третья остановка – Как можно озаглавить эту часть? Обращаем внимание на первое предложение отрывка: «Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было». Четыре простых предложения практически без второстепенных членов передают состояние долгого, напряженного ожидания, от которого «ночь была еще страшнее». – Чье состояние передает нам автор? – Как вы думаете, что будет дальше? 4-я часть. – Предполагали вы такой финал? Оправдались ваши ожидания? – Как можно назвать эту часть? – Какая фраза одновременно и обнадеживает, и настораживает, пугает читателя? – Напрасно ли Нефёд отправился в такую пургу за лаптями? Может, стоило подождать? Обращаем внимание учащихся на то, что на протяжении всего рассказа Бунин использует два символических цвета: белый и красный, олицетворющих зло и добро. | «Большое горе» «Непроглядная вьюга», белый и холодный дом, бледный сумрак Страх и беспомощность Слово «Нефедушка» говорит о добром отношении барыни к мужику. Выразительное чтение текста до слов: «...выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». «Нефёд отправляется за лаптями» или «Душа желает – надо добывать» Старый полушубок, разбитые валенки Метафора «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Вьюга разыгралась, ничего не видно, выходить на улицу страшно. Нефёд не просто жалеет больного ребенка, он знает, что ему надо помочь во что бы то ни стало. Нефед сам вызвался достать лапти (барыня не приказывала ему!) «Долгое ожидание» Состояние матери, которое передано глаголами «кидалась» и «била». Она волнуется, чувствует свою беспомощность и единственный выход видит в молитве. Самостоятельное чтение учащимися рассказа до конца. Учащиеся все же надеялись на счастливый финал: Нефед принесет лапти, и ребенок поправится. «Мужики нашли замерзшего Нефеда», «Нефед достал лапти», «Самопожертвование Нефеда» или др. «Рассвело, послышалось .. совсем не так, как всю ночь мерещилось, а затем .. зловещий стук в окно» Дискуссия Учащиеся могут найти в тексте образы, «окрашенные» в символические цвета и составить табличку-схему: белый красный вьюга лапти снег свеча снежная бездна молитва и т.д. |