Цель: развивать у детей осознанность чтения вслух и молча научно – познавательной статьи; формировать гибкость и скорость чтения – умение менять темп в зависимости от задачи чтения; развивать фонематический слух, психофизиологические функции: подвижность зрительного и слухового анализатора, мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения «Подсолнух»»
Урок внеклассного чтения «Подсолнух»
Учитель: Ябурова Е.В.
Цель: развивать у детей осознанность чтения вслух и молча научно – познавательной статьи; формировать гибкость и скорость чтения – умение менять темп в зависимости от задачи чтения; развивать фонематический слух, психофизиологические функции: подвижность зрительного и слухового анализатора, мышления.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
На доске:
«Как хорошо уметь читать!» (В.Берестов)
-Прочитайте предложение на доске. Какой урок у нас будет? Чем мы будем заниматься?
II.Психологический настрой.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Посмотрите внимательно на изображения солнышек.
- Выберите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Объясните, почему?
- Мне нравится ваш настрой на работу. В конце урока мы вернёмся к этим изображениям.
III. Разминка.
1.Дыхательная гимнастика.
1) Вдох – носом, выдох через рот.
2) Вдох – задержка дыхания, выдох.
3) Вдох – выдох, задержка дыхания.
2. Упражнение для глаз.
- Прежде чем приступить к чтению, поработаем глазами, чтобы они легко скользили по строке.
3. Упражнения на развитие поля зрения. Тренировка артикуляционного аппарата.
На доске таблица:
- Посмотрите на точку и прочитайте гласные. По 1 букве, по 2 буквы, по 3 буквы.
- Прочтите слоги с согласным [к].
IV. Игра «Весёлый фотограф».
- Я буду показывать карточки со словами, а вы должны будете прочитать слово и назвать его вслух.
Сон Кошка Тучка Кот Каска
Слон Крошка Штучка Крот Краска
V. Работа над скороговорками.
- Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Так чётко и так ясно,
Чтоб было всем понятно.
- Давайте повторим скороговорку, которую разучили на прошлом уроке: Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
- Какой звук повторяется чаще других?
- Сегодня разучим новую скороговорку (читают на доске)
Поле – то не полото,
Поле то не полито.
Просит полюшко попить,
Нужно полюшко полить.
VI. Сообщение темы урока.
- На нашем замечательном поле выросло чудесное растение. Угадайте, какое?
Посадили зёрнышко,
Вырастили солнышко!
- Как правильно, по-научному. Называется это растение? Отгадайте кроссворд.
(На доске изображение подсолнечника – листочки со слогами. Дети составляют правильное название.)
- Что вы знаете об этом растении?
- А хотите узнать больше?
- Сегодня мы узнаем многое о подсолнечнике, прочитав статьи книги из серии «Природа вокруг тебя», которая так и называется «Золотой цветок».
VII. Мышечная релаксация.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться1
Всем открыть глаза
И красиво сесть.
VIII. Работа над техникой чтения.
1.Чтение – «буксир».
Учитель раздаёт карточку №1, читает текст разным темпом, дети следят. Правильность проверяется внезапной остановкой. Дети показывают (или называют) следующее слово.
Карточка №1.
Почему подсолнух назвали подсолнухом?
Ты знаешь, что за растение нарисовала английская художница Джеки Харланд на этих страничках? Конечно же это подсолнечник (если по-научному) или подсолнух (так его люди прозвали). Тот самый подсолнух, у которого такие вкусные семечки. Я даже наверняка знаю, что ты не однажды, увидев на базаре эти жареные семечки, выпрашивал у мамы или папы: «Ну, купи-и, ну, пожалуйста-а!» А знаю потому, что и сам их в твоём возрасте любил. Но это так, к слову. А вообще-то мы с тобой в этой книжке будем заниматься серьёзным делом. Мы постараемся разузнать как можно больше про жизнь этого удивительного, красивого и, главное, полезного СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАСТЕНИЯ.
Как ты думаешь, почему подсолнух назвали подсолнухом? А потому, что он всегда подставляет своё «лицо» - то есть цветок – ПОД СОЛНЦЕ. Солнце за день полнеба обходит, но где бы оно ни было, подсолнушек всегда на него смотрит. Получается, что он умеет…вертеть головой. Ну, разве не удивительное растение?
- Почему подсолнух назвали «подсолнухом»?
2. Чтение «про себя».
Учитель раздаёт карточку №2. даёт команду: «Губы». Дети ставят пальчик левой руки к губам, чтобы исключить движение губами.
Карточка №2.
Что есть у подсолнуха?
Ну, о том, что у подсолнуха есть большущий красивый цветок, состоящий из множества мелких жёлтых цветков, плотно прижатых друг к другу – все вместе они называются соцветием – КОРЗИНКОЙ, - ты уже узнал. А что ещё есть?
Ещё есть стебель, листья и КОРЕНЬ. Корень уходит под землю, расползается там в разные стороны и, словно насосом, выкачивает из почвы влагу и разные питательные вещества, необходимые для того, чтобы подсолнух рос. А стебель служит для того, чтобы поддерживать тяжёлое соцветие – корзину, которая наполнена семечками, стебель высокий, твёрдый, прочный, иначе бы сломался.
- Что есть у подсолнуха?
- Какой у него корень, стебель?
3. Чтение с «ошибкой» (карточка №2).
Учитель читает текст, допуская «ошибки», дети хором исправляют их.
4. Игра «в прятки». (карточка №3)
- Глазами быстро найдите фразу: «У растений она намного короче…». Читаем вслух, начиная с этой фразы.
Карточка № 3.
Коротка ли жизнь у подсолнуха?
Это у человека жизнь длинная. У растений она намного короче и измеряется не десятками лет, не годами, а всего несколькими месяцами.
Ранней весной подсолнуховое семечко прорастает маленьким ростком, а поздней осенью перезревшие семечки постаревшего подсолнуха падают из корзины на землю.
Жизнь завершается…Грустно? Но глянь-ка на этот крупный подсолнух: сколько же в его корзине плодов – семечек! И в каждом – новая жизнь! Разве от этого может быть грустно? Жизнь продолжается!
5. Чтение парами «наперегонки» (по любой из карточек).
6. Чтение «про себя» (1 мин.).
Учитель раздаёт детям карточку №4, дети читают текст 1 минуту. Пальцем указывают слово, на котором остановились. У учителя на карточке над каждым словом стоит номер по порядку. Проходя между рядами, учитель узнаёт у детей количество прочитанных слов.
Карточка №4.
Как семечко зимует?
А по-разному, вот как! Упало семечко на землю, а кругом уже осень, с деревьев листья облетают, ветер пыль гонит, всё холоднее становится – не замёрзнуть бы семечку! И начинает умная природа стараться – прикрывает сверху семечко то пылью, то листиком. А на всё это ещё и снегу нападает. Всё, зимуй семечко, без забот – и в тепле, и в затишке!
Немного по-другому зимуют семечки, которые специально отбирают на семена, чтобы весной засеять ими целые поля. О них заботятся люди. Они засыпают семена в зернохранилища.
- Как семечко зимует? (Назвать результаты чтения «про себя».)
7.Чтение вслух (1 мин.).
Карточка №5.
Как подсолнух растёт и развивается?
Любому животному, любому растению необходимо питание. И в том числе подсолнушку.
Сначала подсолнушек «ест» то, что накоплено для него в семядолях. А когда у него вырастают листочки, они впитывают в себя свет и тепло солнца.
С этого момента он начинает быстро подниматься вверх, его стебель крепнет, а корни всё глубже прорастают в землю и пускают в разные стороны новые корешки и корни, чтобы подсолнух крепче стоял на земле.
IX. Итог урока.
- Понравились ли вам научно – познавательные статьи?
- Хотели бы вы ещё о ком – либо узнать?
- Какую оценку вы поставите себе за урок?
- Какое «солнышко» вы выбираете сейчас7
- Я тоже выбираю это солнышко. Спасибо вам за добросовестную работу.