kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устный журнал "Всеволод Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница" - вчера и сегодня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание мероприятия соответствует следующим воспитательным задачам: разширить представление детей о жанре - сказка; учить слышать вопросы, правильно давать на них ответы; уметь самостоятельно ставить вопросы по тексту, вести диалог; определять и передавать характеры героев; развивать читательские интересы, навыки редактирования, творческое воображение, фантазию. У школьников воспитывать гуманные чувства, стремление к самостоятельной читательской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Всеволод Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница" - вчера и сегодня" »

Артемовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №12

Артемовского городского совета Донецкой области







Устный журнал

«Всеволод Гаршин.

Сказка « Лягушка – путешественница» -

вчера и сегодня».







Дмитришина Е.В.,

учитель начальных классов,

специалист высшей категории,

старший учитель.









2013

Мы все сегодня живем в сложное и противоречивое время. Процессы в обществе, на Украине идут стремительно, рушатся незыблемые, казалось бы, исторические истины, пересматриваются определенные этапы истории Украины, углубленно изучаются «белые» пятна прошлого…

И все же, из истории как из песни слов не выбросишь : как не лишить каждого из нас наших родителей, нашего отчего дома, нашего нелегкого и порой трагического прошлого.

Бахмутский край ( Артемовский район ) заслуживает пристального внимания к своей истории. Здесь зарождалось в ХІІ – ХІІІ веках бродничество, ставшее прилюдией казачества. Здесь в борьбе за волю скрещивали оружие славянские отряды Киевской Руси с кочевниками, а казачество Слобожанщины и Украины защищало свою землю от ногайцев. На территории района проживали украинцы и русские, сербы и немцы, татары, валахи. Интернациональным было не только население, интернациональной является и история края.

Тысячи наших земляков честно трудились во имя светлого завтра, во имя великих идеалов защищали Отечество от фашистских оккупантов. Никто и никогда не бросит камень во след колхозникам, рабочим, интеллигенции, верившим и надеявшимся… Сегодня Артемовский район один из мощных сельскохозяйственных регионов Донбасса.

Краеведческая работа позволяет вернуться к событиям седой старины и времен недалеких, еще раз вспомнить малоизвестных писателей – земляков, дает пищу для размышлений о том, что такое патриотизм, нужен ли он нам сегодня? И однозначно ответить : мы есть и будем патриотами своего отчего края. Патриотизм начинается с казацкой старины, родительского дома, материнского рушника, колыбельной песни, с нашего общего родовода.

Бахмутский край – край хлеба, соли, цветного стекла и цветного проката, разных фруктов и шампанского… Богат наш край историей, богат он и преданными ей – художниками, актерами, писателями, литераторами, географами и историками. Не оскудела еще Земля Бахмутская!

В.Т.Терещенко , почетный член

Всеураинского союза краеведов, Заслуженный учитель Украины

4 класс, 2 семестр, февраль месяц

...Произведения В.М.Гаршина

написаны с гуманистической позиции и

отражают полностью содержание нашей жизни.

Глеб Успенский



Тема . Всеволод Гаршин. Сказка « Лягушка – путешественница» - вчера и сегодня.

Задачи :

- расширить представление детей о жанре «сказка»;

- учить слышать вопросы, правильно давать на них ответы, самостоятельно ставить вопросы по тексту; вести диалог, определять и передавать характеры героев;

- развивать читательские интересы, навыки редактирования; творческое воображение, фантазию;

- воспитывать гуманные чувства, стремление к самостоятельной читательской деятельности.



Оборудование: портрет писателя, выставка литературы с рассказами, сказками, новеллами В.Гаршина, детские иллюстрации к сказке, у каждого ученика на парте - сказка «Лягушка – путешественница», презентация « В мире интересного».



Межпредметные связи: чтение, история Украины, народознавство, музыка, изобразительное искусство, хореография.





1.Организационный момент.

Учащиеся готовят рабочее место к занятиям.

Звучит музыка «Маленькая страна».

1 страница

Внимание! Сказка начинается…

1 ведущий. Мы внимание призываем, праздник сказки начинаем, подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь!

2 ведущий. Сегодня мы продолжим путешествие по удивительной стране сказок. И пусть проведенное время вам пойдет только впрок.

Учитель. Сморю на лукавые лица,

Зима! Ребятам дома не сидится.

Но, чу! Ушки свои навострите,

Глазки закройте, замрите,

Меняются сразу все лица,

Меняются звуки и краски,

Дверь скрипнет и чуть отворится…

В класс к нам приходят сказки…

Мы только всему учимся,

Прочитаем хором наш девиз:

Мы еще не волшебники.

Учимся думать,

Слушать, выразительно читать,

Свое отношение к героям

Голосом передавать.

2 страница

Улица чистоговорок и скороговорок

1.Учитель. Ребята, давайте сейчас подготовим к выразительному чтению свой речевой аппарат.

Послушаем, о чем говорят эти две кумушку – квакушки:

- Кума, ты к нам?

- К вам, к воде скачу, ловить хочу!

- А кого, кого, кума?

- Рака, карпа и сома.

- Как поймаешь, дашь ли нам?

- Как не дать?! Конечно, дам!

2. Чтение диалогом ( работа в статистических парах).

3.Учитель. Дети, а какие вы знаете чистоговорки и скороговорки?

Жа – жа – жа - есть иголки у ежа,

Жу – жу – жу – молоко дадим ежу.

Коси коса, пока роса.Тише , мыши, кот на крыше.У ежа ежата, у ужа ужата. Не найду я ушки у нашей лягушки.На дворе трава, на траве дрова.



Ребята, лягушкам - кумушкам так понравилось у нас, что одна из них не захотела уходить, а решила остаться на весь урок. Тем более, что произведение называется « Лягушка – путешественница».

3.Беседа.

- По жанру это произведение какое?

- Какие бывают сказки?

- Сказка « Лягушка – путешественница» авторская или народная?

Почему?

- Кто автор сказки?

4. Ребята, сегодня мы будем работать над содержанием сказки Гаршина, над образами, которые в ней задействованы.

3 страница

Всеволод Гаршин – уроженец Бахмутского уезда

Екатеринославской губернии

Учитель. Всеволода Михайловича Гаршина можно назвать писателем с мировым именем. Если его произведеия Л.Н.Толстой читал в кругу семьи, а Тургенев считал Гаршина своим преемником в литературе, то даже таких двух штрихов достаточно к творчеству, свидетельствующему о большом мастерстве. Высоко ценил произведения нашего земляка А.П.Чехов, а Глеб Успенский в свое время подчеркнул, что все они написаны с гуманистических позиций и «отражают полностью содержание нашей жизни».

1 ученик. Историческая справка.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года

в Приятной Долине Бахмутского уезда.

2 ученик. Но где это? Еще недавно даже приблизительно не было известно. Сейчас в Артемовском районе нет такого населенного пункта. Однако, благодаря поискам местных краеведов, многое прояснилось.

3 ученик. В фондах Центральной научной библиотеки АН УССР обнаружена « Ведомость о землевладении Бахмутского уезда», изданная в 1915 году. Еще большую ясность внесла найденная в фондах Артемовского краеведческого музея карта населенных мест Бахмутского уезда за 1915 год. На ней между селами Переездное и Варваровка четко напечатано – Приятная Долина.

4 ученик. Село Приятная Долина вхолило в состав Звановской волости.Подтверждением этому служит недавно обнаруженное

свидетельство о крещении Всеволода Гаршина: « рождение и крещение сына помещика ротмистра Михаила Георгиева Гаршина Всеволода состоит по метрическим Бахмутского уезда помещичьего селения Звановки Архангело – Михайловской церкви под №2».

После этого некоторые краеведы стали считать, что примерно в 1923 году деревня Приятная Долина территориально слилась с Переездным. Найдена была напечатанная в газете фотография до-ма, где прожил первые четыре года будущий писатель, метал-лические солнечные часы из усадьбы его деда Степана Дмитриевича Акимова.

5 ученик. В ближайшем к Приятной Долине ( работа по карте ) населенном пункте Переездном был создан музей В.М.Гаршина, установлен памятник известному писателю, скульптура Ю.Архипова (1991г.)

6 ученик. Ежегодно в день рождения писателя в школе проводятся литературно – педагогические чтения «Гамлет своего времени».В чтениях принимают участие родственники писателя, ученые – литературоведы, профессор – славист из Великобритании Питер Генри.

В честь известного писателя, мастера короткого психологического рассказа, Всеволода Михайловича Гаршина названы улицы в Артемовске, Донецке и Харькове. Его произведения переведены и изданы миллионными тиражами более чем в 20 странах.

4 страница

Творческая страница писателя

Учитель. Всеволод Гаршин - удивительный был человек. Представьте, в возрасте 5-8 лет он прочитал столько книг, сколько не читает порой взрослый человек за всю свою жизнь. В 7 лет он прочитал «Собор Парижской Богоматери», «Что делать?», «Энциклопедию» и много – много других книг. Он действительно понял, что «Чтение – ключ к учению». Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей).

Ребята, скажите, пожалуйста, что должно быть у человека, чтобы у него обычные вещи заговорили, умели страдать, чувствовать, размышлять? (Ответы детей).

Правильно, еще и знания,и наблюдательность. Все это было у писателя. И Гаршин хотел научить этому и нас, ребята.

- Какие сказки он написал? ( Обзор выставки книг писателя).

Этих сказок не много, все они собраны в книге «То чего не было»: «Про розу и жабу», «Гордая пальма», «Девочка и кувшинчик», «Лягушка – путешественница». Над содержанием этой сказки мы будем сегодня работать.

Наша задача: суметь почувствовать характеры героев, представить себя героями и извлечь урок из этой сказки.

5 страница

Словарный островок

Учитель. Ребята, пересмотрите внимательно содержание сказки и назовите труднопроизносимые слова, которые встретились вам при чтении текста.

( Самостоятельная работа с книгой).

Дети читают и объясняют лексическое значение слов : благополучно, восхитительная, высунувшейся, лакированная,бултыхнулась, постолько.

6 страница

Актерское мастерство детей

1.Выборочное чтение.

- Что нового о лягушках вы узнали? (Не квакает осенью).

- Найдите в тексте, что нарушило покой лягушки?

- Куда сели утки?

- А где была лягушка в это время?(Она спряталась под корыгу).

- Что такое корыга?

- Что заставило лягушку вылезти из воды? (Любопытство).

2.Инсценирование отрывка.

Группа учащихся показывают сценку, иммитируя движения, показывая жестами, мимикой поведение лягушки и уток.

3.Чтение отрывка по ролям.

Группа учащихся, читая отрывок по ролям, старается выразительно показать выражение мордочки лягушки ( озабоченная, задумчива), уток (удивлены).

4. Выразительное чтение отрывка.

… И она шлепнулась с сучка, на который снова влезла, в воду, нырнула в тину и зарылась в ней, чтобы ничто не мешало ей размышлять. Пять минут прошло и показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на которое только способна лягушка…

- Ребята, назовите глаголы. О каком состоянии они говорят? (Лягушка нервничала, усиленно думала).

5.Творческий пересказ.

Ребята подготовили пересказ от имени Утки и Прутика (отрывок сказки).

- Молодцы, ребята! Давайте оставим лягушку в полете, а сами немного отдохнем. ( Ребята превращаются в танцующих лягушат).

Танцевальная поляна

Физкультминутка под веселую музыку.

- Лягушонок озорной, поиграй-ка сам с собой,

Поиграй – ка сам с собой: ква-ква-ква-ква!

Вон комарик – потянись, от змеи ты увернись.

Лапки вверх и лапки вниз: ква-ква-ква-ква!

Там опасность – посмотри: щука смотрит из воды!

От нее ты уплыви: ква-ква-ква-ква!

По болоту не броди: аист с клювом впереди,

От него ты ускочи…за корягу – и замри!

6. Чтение отрывка под музыку.

Со слов «Утки летели…» ученики выразительно читают отрывок.

Слова людей «Смотрите, утки лягушку несут!» - хором.

7. Словесное рисование.

- Выражение мордочки лягушки при падении (испуганное).

- Падение лягушки (легкое, свободное).

- Она бултыхнулась (в грязный пруд).

- Лягушка рассказывает своим подругам о полете (с хвастовством, гордостью).

- Вам жаль лягушку? Справедливо ли она наказана?

7 страница

Остановка «+ или - »

1.Учитель. Ребята, определите положительные (+) и отрицательные (-) качества характера лягушки. Расставьте знаки возле слов: осторожная, фантазерка, любознательная, хитрая, зазнайка, умная, смелая, организатор, хвастливая, нескромная, сообразительная, находчивая, льстивая, вежливая, любопытная, обманщица. Ученики составляют «Волшебный островок».

- Ребята, к нам пришла сама героиня. Можете похвалить ее за положительные качества.

2.Словотерапия.

- Давайте вылечим лягушку от плохих черт не лекарствами, как врачи-терапевты, а словом. Мы – словотерапевты.

(Ребята вручают лягушке свои рецепты.)

8 страница

В мире интересного

Компьютерная презентация:

- В природе более 400 видов лягушек.

- В Украине около 100 видов лягушек.

- Самая большая лягушка длиной 32 см, весом 3,5 кг живет в Африке.

- Самая маленькая лягушка ( 1 см ) – лягушка – свистун – живет в Бразилии, на Кубе.

- Лягушка – бык длиной 5 см, ее крик похожий на рев быка, громче грохота поезда в метро.

- Стеклянная лягушка ( живет в Мексике) длиной 2 см, имеет прозрачное брюшко, видны внутренности.

- Лягушки – первые помощницы в медицинских опытах. Из яда лягушек готовят мази. В знак благодарности ученые поставили памятники лягушкам в Париже и Японии.

- Лягушки – живые барометры. Сидят в воде - к сухой погоде. Вылезли на сушу – к дождю. Барахтаются на поверхности – к солнечной, сухой погоде.

- Кроме ушей, лягушка на земле воспринимает звуки костями и мышцами ног, а в воде – кожей.

Просьба лягушек : « Дорогие ребята, не давайте нас в обиду!»

9 страница

Музыкальный итог

Учитель. Чему весь урок учил Всеволод Гаршин, нам поможет обобщить знакомая песенка ( на мотив песни « Чему учат в школе»).

Нас красиво всех читать

И над текстом размышлять.

Учат в школе (3р.)

Любознательными быть

И со скромностью дружить.

Учат в школе (3р.)

Нам не хвастаться велят,

Слово делом подкреплять.

Учат в школе (3р.)

С книгой крепко нам дружить

И зазнайками не слыть.

Учат в школе (3р.)

Учитель. Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

























Литература



1. В.М.Гаршин. Лягушка – путешественница. Сказка. - К., Веселка, 1983.

2. С.И.Татаринов, В.Т.Терещенко. Край Бахмутский.Очерки исторического краеведения. - Донецк, 1992.

3. Энциклопедия. В мире животных. - М., 2006.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Устный журнал "Всеволод Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница" - вчера и сегодня"

Автор: Дмитришина Екатерина Викторовна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства