Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Работа в группах. | Представьте ситуацию. Вы очень долго сидели за компьютером. Напишите небольшой текст от имени компьютера, как будто бы он имел душу. 2 минуты. А другие предметы, окружающие нас, могут ли так сказать? Я сейчас прочитаю вам отрывок, а вы скажите откуда он. «Простой деревянный стол держит себя так величественно, с таким достоинством, точно он мраморный. Циферблат стенных часов прищуривается и добродушно усмехается. Дверца открывается и оттуда выскакивают Души часов; держась за руки и весело смеясь, они начинают танцевать». Мы продолжаем с вами изучение «Синей птицы». | Выборочно отвечают. Дорогой друг. Я работаю уже целый день. Я устал. Иногда начинаю фыркать и зависать. Мне нужно немного отдохнуть. И не стучите так сильно по клавишам. Мне же больно. Могут, любые предметы. Из произведения М. Метерлинка «Синяя птица» Самооценка | Личностные: умение анализировать жизненную ситуацию. Формирование эмоционально-оценочного отношения | 5 мин. |
Постановка проблемы, планирование деятельности | Формирование умений организации деятельности учащихся: формулировка проблем, составление плана. | Постановка проблемы, составление плана действий по решению этой проблемы. | Таким образом, если предметы могут танцевать, смеяться, говорить, то что это означает? Из того, о чем мы говорили, сформулируйте тему урока. Если в произведении Метерлинка у предметов есть душа, то есть ли душа у обычных предметов? Какие ВОПРОСы на уроке перед нами стоят? А какие же цели поставим для себя на уроке? | У предметов есть душа, как у человека. «В каждом предмете есть душа» Действительно ли у окружающих нас предметов есть душа, они живые? (компьютер иногда капризничает Для чего автор использует прием одушевления предметов? С какой целью? Может ли этот прием автора иметь место в современной жизни? Изучить характеристики предметов в произведении. Определить, какими качествами могут обладать предметы Обобщить материал, сделать выводы. Самооценка | Регулятивные: Умение организовывать сою деятельность: формулировать проблему, составить план действий по решению проблемы. | 5 минут |
Открытие нового знания | Развитие умений по анализу материала, умение общаться в группах. Формирование умения выделять главное, обобщать и делать выводы. | Работа в группах Устное высказывание | Я предлагаю вам поработать - в группах над произведением «Синяя птица». Откройте учебники на странице 105. Перед вами действующие лица феерии. Прочитайте только те, которые являются неодушевленными предметами У вас на столе карточки с именами героев. Ваша задача в течение 3 минут найти в тексте характеристику данных героев. | Открывают. Читают: Души часов, хлеб, огонь, вода, молоко, сахар, Душа Света, насморк, звезды, Ночные Ароматы, Духи деревьев. 1 группа: Души часов, Душа Света. 2 группа: Хлеб, души караваев, 3 группа: огонь, молоко. 4 группа: Духи деревьев, Душа Воды. 5 группа: Духи звезд, сахар Души часов, держась за руки и смеясь, танцуют. Душа света – светозарная девушка несравненной красоты, проводник и советчик детей. Хлеб – огромный живот. Важничает, переваливается с боку на бок. Души караваев – скачут вокруг стола Огонь гоняется по комнате, корчась от смеха. Вода начинает петь тоненьким голосом, превращается в сверкающий фонтан. Душа воды – плаксивая девушка с распущенными волосами. Молоко – высокая белая фигура, робкая и стыдливая. Постоянно боится скиснуть. Сахар – слащавое, фальшивое существо, пободострастно улыбается. Постоянно угощает всех сладостями. Скромничает. Духи деревьев прихварывают, злятся. Духи тьмы и Ужасы несмелые, опасаются, сами бояться. Звезды сверкают, водят хороводы. Устные выступления групп. Самооценка. | Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Перерабатывать информацию из одной формы в другую. 3. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 4. Излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно. 5. Осуществлять анализ и синтез. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста как произведения искусства. | 8 минут |
Систематизация знаний | Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | Работа с текстом Устное высказывание | На основе ваших выступлений давайте сделаем вывод, какими качествами и действиями могут обладать предметы. Составляется кластер. Так какими действиями и качествами кого могут обладать предметы? Что у них есть? Как называется такой прием в литературе? На какой основной вопрос урока мы сейчас с вами ответили? А для чего автор использует этот прием в своем произведении? Вот пример того, как режиссеры видят некоторые предметы из сказки. Видеофрагмент «Огонь» Обратитесь к нашим вопросам урока. На какой вопрос мы ответили? | Предмет: Танцевать Дышать Говорить Плакать Петь Смеяться; Веселый Обидчивый Боязливый Важный Мудрый Добродушный Робкий и т.д. Человека. Есть душа. Олицетворение. Первый вопрос: действительно ли у предметов есть душа? Да есть. Душа есть у конкретных героев, чтобы мы могли увидеть что-то необычное в обычных предметах, которые мы привыкли видеть каждый день. С какой целью автор использует прием олицетворения? Чтобы могли видеть необычное в обычном. Самооценка. | 7 минут |
Применение знаний | Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, переносить их в новые условия | Работа с текстом, работа в группах Устное высказывание | Так можно ли увидеть необычное в обычном. Попробуем ответить на наш последний вопрос. Для этого я предлагаю вам поработать в группах. Вы в случайном порядке вытащите карточку с названием предмета и попробуете одушевить его. Составить ремарку, как обычный предмет может проявлять себя в жизни. Составить свой кластер живых действий и качеств данного предмета. В течение 3 минут выполняете задание и по 1 минуте на защиту ваших работ. Таким образом, мы можем сделать вывод, что каждый предмет может быть живым, иметь эмоции, двигаться. На какой главный вопрос мы ответили? Как в сказке главные герои относятся к предметам? А как нам нужно относиться к предметам, чтобы они служили дольше, помогали нам? В группах в течение 3 минут обсудите, как можно сберечь душу предметов. Каждая группа составляет свои рекомендации, памятка обращения с предметом, для своего предмета. На защиту 1 минута. | 1 группа: компьютер 2 группа: Мобильный телефон 3 группа: дверь (пинают 4 группа: телевизор 5 группа: шкаф Может ли этот прием быть в жизни? Очень бережно. Предметы им за это помогают (сахар, душа света В группах обсуждают. Высказывают. Самооценка. | 12 минут |
Рефлексия | Сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратить знания в инструмент познания и применять их в жизни. | | Посмотрите, как герои обращаются с предметами. Видеофрагмент. Точка зрения автора и ваша совпадают? | Смотрят, отвечают. | Познавательные УУД: строить рассуждения, умение давать оценку своей деятельности Коммуникативные УУД: 1. Формулировать собственное мнение 2. Оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать текст 3. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Регулятивные УУД: самостоятельно делать выводы. | 5 минут |