Виды деятельности: беседа, выборочное чтение, частично-поисковая работа.
Основные термины и понятия: репродукция, пейзаж, контраст, рассказ, тема , основная мысль.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию материала.
-Посмотрите на воздушный красный шарик.Какие ассоциации у вас возникли ?
(праздник
радость
неожиданность и т.д.)
Как вы думаете почему красный шарик появился у нас сегодня на уроке?
-Сегодня мы познакомимся с произведениями в которых он будет присутствовать.
(Cообщение темы урока.)
В словаре Ожегова слово красный означает : Обозначение цвета.Употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого.
-Найдите в "Музейном доме" репродукцию картины С.Лучишкина "Шар улетел" и рассмотрите ее.
-Теперь закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.
-Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?
( Тоскливое и страшное.
Как будто городпустой,людей.
Да и растительность чахлая: то ли приживется,то ли нет!
И окрашено все в какой-то один цвет.
Как-то безрадостно.)
-У всех такое мнение, или есть еще предположения.
-Иногда большие города называют "каменными джунглями".
-Про этот город можно так сказать?
-Как расположены дома?
(Они наклонены к девочке, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутке между этими домами,а не сверху;
дома одинаковые, с одинаково темными окнами.
Здания кажутсязначительно более мощными, более живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из них нет ни единого листочка.)
-А теперь откройте изображение девочки и воздушного шарика.
-Возникают у вас новые впечатления?
-Картина ожила, стала более "человечной"?
-Или ощущения тоски и одиночества усилились?
(Летящий в небе красный шарик создает ощущение глубины пространства, движение воздуха в картине.Крошечная фигурка девочки в синем платье,смотрящей на улетающий шар, оживляет городской пейзаж, он перестает быть таким необжитым(можно обратить внимание на фигурки людей в окнах домов).
Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету и по размеру.
Этот контраст показывает,что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж.)
4.Работа с рассказом Драгунского.
-Откройте хрестоматию на стр.91.
-Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого автора В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе».
-Будем читать по цепочке.(чтение 1 части)
Беседа после прочтения первой части.
-Как зовут мальчика-героя этого и других рассказов Виктора Драгунского?
(Дениска)
-Какие рассказы этого писателя вы помните?
-В них была девочка Аленка?
Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно?
(-Вот и видно, что ты еще маленькая.)
-Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки.
(Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали.
Кричит, как- будто случился пожар.)
-Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?
(Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки,и отчаянные.)
-Какой прием использует писатель?
(Cравнение)
-Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтверди свой ответ строчками из текста.
(-Бежим , Дениска ! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!
И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.)
-Тебе было смешно?
-Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?
(Контраст - резкая противоположность. Нас делают смешными наши недостатки.)
Чтение второй части. Беседа по вопросам.
-Дениска относится к шарику, как к живому.- задумчиво сказал Миша.
-Что он имел в виду? Процитируй нужные фрагменты текста.
(И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку.Ему ,наверно, хотелось улететь.Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук , как- будто очень просится улететь.И мне вдруг стало его как-то жалко,что вот он может летать, а я держу на привязи.)
-Какое чувство охватило Дениску,когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило?
(Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно,как будто этого и хотел всю жизнь.
И я стоял,задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.)
-Вы сможете объяснить , почему у людей возникло ощущение праздника и радости?
(…как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые ,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает отнас красный шарик…)
-Испытывала ли Аленка те же чувства в тот момент, когда Дениска выпустил шарик?
(Аленка за голову схватилась:-Ой,зачем,держи!... и заплакала.)
-Какие слова и поступки Аленки говорят о том , что она еще маленькая?
(Хочешь поносить? И протянула мне ниточку.)
-О чем думает Денис по пути домой?
(…как жалко что я не смогу это все рассказать Аленке.Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.)
-А еще о чем?
(Вот она идет рядом со мной,вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках.Ей небось жаль своего шарика.)
-Почему ребята молчали всю дорогу?
(Каждый думал о своем.)
-Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту?
-Почему вы так думаете?
(Если бы у меня были деньги , я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил.)
-Ты теперь понимаешь почему Денис дружит с этой девочкой?
-Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется.
5.Что же объединяет произведения художника и писателя?
(общая тема или общая главная мысль (общее переживание))
-Произведения писателя и художника объединяет общая тема.
-А главная мысль рассказа Драгунского отличается от того чувства (переживания) , которым делится с нами художник.
Врассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости.
Главный герой Денис думает, глядя на шарик: «как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шапик…»
Весенний, яркий городской пейзаж, окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик усиливает это состояние праздника.
В картине красный шарик, летящий на фоне выбеленного сероватого неба, оживляет довольно безжизненный ибезрадостный городской пейзаж, делая его более человечным, обжитым.
6.Задание на дом.
Прочитайте в «Сведениях о писателях» статью о В.Драгунском.