Организационный момент (1 мин.) | Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; создает атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. | Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. | К – умение слушать и вступать в диалог; Р - осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; Л-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового |
Введение в тему (2-3 мин) | Учитель вводит в тему ребят. Недавно мы познакомились с биографией нашего писателя-земляка и изучили его автобиографическое произведение «Васюткино озеро». Назовите автора этого произведения. Сегодня мы откроем для себя еще одно имя человека, писателя, сибиряка, человека, чье детство выпало на тяжелые послевоенные годы, который очень любил нашу Сибирь, тайгу и особенно Ангару. Он говорил: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины». Зовут этого человека Валентин Григорьевич Распутин | Учащиеся вспоминают автора и сюжет рассказа. (В. П. Астафьев) | К - уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
Знакомство с биографией В. Г. Распутина (5-7 мин.) | Учитель сообщает учащимся, чему они должны научиться и рассказывает биографию В. Г. Распутина Родился 15 марта 1937 года в селе Усть - Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы: "Я забыл спросить у Лешки-" (1961) и др. Известность принесла повесть «Деньги для Марии" (1967), свидетельствовавшая об интересе писателя к вопросам морали и нравственности. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни. Заслугой Распутина стало художественное открытие, вслед за А.И. Солженицыным, типа героя праведника. Родина писателя, Аталанка, - небольшое село на берегу прославленной реки Ангары. Ныне она перенесена на берег Братского моря и превратилась в рабочий поселок. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился . Я был первым». В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним». Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова) | Запись темы в тетради и фиксация основных моментов жизни писателя. Слушают рассказ учителя Подготовленный ученик читает воспоминания: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды и грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла...” | Л - смыслообразования, формирование интереса к окружающему миру; П-определять основную и второстепенную информацию; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; К-умение слушать и слышать; Р – выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще надо усвоить. П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
Работа с текстом. Словарная работа (15 мин.) | Под руководством учителя дети выполняют задания, отвечают на поставленные вопросы. Принимает и поощряет выраженную учеником собственную позицию, обучает корректным формам их выражения. - В какое время и где происходит действие рассказа? Найдите в тексте приметы этого времени и места действия. - От чьего имени ведется повествование? -Каким вы себе представляете главного героя рассказа? - Зачем и почему он едет в райцентр? - Какая основная черта характера мальчика? - Почему он соглашается играть в чику? - Почему не соглашается уехать домой? - Что мы узнаем о Лидии Михайловне? -Как она отнеслась к тому, что мальчик играет на деньги? -Как она пытается помочь мальчику? Почему у нее ничего не получилось? - Почему учительница переступает нравственные рамки и играет с учеником на деньги? Как бы поступили вы? А встречающиеся в рассказе диалекты, просторечия и устаревшая лексика правдиво передают своеобразный «сибирский» колорит, в окружении которого вырос автор. - Давайте назовем эти диалектизмы. | Работают с рисунками и текстом учебника. Учащиеся отрабатывают навыки работы со сносками называют диалекты: Квартировать — снимать квартиру. Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т. Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски. Пошвыркать — похлебать. Гольный кипяточек — чистый, без примесей. Вякать — болтать, говорить. Тюкать — несильно ударять. Хлюзда — плут, обманщик, шулер. Притайка — то, что спрятано. отвечают на вопросы высказывают собственное мнение. работают самостоятельно, ищут ответы в тексте рассказа. Учатся слушать других При возникновении трудности в объяснении слов ребята пользуются толковым словарем. | П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; К- уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
Закрепление изученного материала. (8 мин.) | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. Сегодня на уроке вы открыли для себя на карте России еще одно литературное место - село, которое подарило нам талантливейшего писателя и его замечательные произведения. | Фронтальная работа. Учащиеся рассказывают, какими они видят главных героев, составляют рассказ о герое по цитатному плану «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр». 2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки». 3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни». 4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока». 5. «Они били меня по очереди ... не было в тот день человека несчастнее меня». 6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных». | Л - выделение и формулирование познавательной цели; К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
Рефлексия (3 мин.) | Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи; дает дифференцированное домашнее задание. Выставляет отметки за урок. | На листочках ответить на вопросы: Что у меня на уроке не получилось? С чем я справился лучше других? Какую оценку за урок я себе поставлю? | Л - формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»; П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; К - уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы; Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя. |