kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Великий Храм Природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Вид урока: урок-размышление. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Цели урока: Личностные: развитие мыслительных навыков, необходимых как в учении, так и в жизни; осознание ценности изучаемого материала и практической его важности; развитие эстетических и творческих способностей. Регулятивные: умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации; Познавательные: развитие у учащихся внимания к слову как к выразительному средству языка; поиск и выделение информации в тексте. Коммуникативные: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции; умение работать в группе. Задачи урока: Личностные: пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; Регулятивные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; Познавательные: раскрыть метафоричность и символику языка произведения; раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Великий Храм Природы»

Урок литературы в 6 классе по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

«Великий Храм Природы»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-размышление

Формы работы:

  • индивидуальная

  • фронтальная

  • работа в группах

Цели урока:

Личностные:

  • развитие мыслительных навыков, необходимых как в учении, так и в жизни;

  • осознание ценности изучаемого материала и практической его важности;

  • развитие эстетических и творческих способностей.

Регулятивные:

  • умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации;

Познавательные:

  • развитие у учащихся внимания к слову как к выразительному средству языка;

  • поиск и выделение информации в тексте.

Коммуникативные:

  • формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции;

  • умение работать в группе.

Задачи урока:

Личностные:

  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;

  • воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

Регулятивные:

  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;

Познавательные:

  • раскрыть метафоричность и символику языка произведения;

  • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.



Оборудование: Слайд № 2

  1. Базовый учебник «Литература 6 класс» п/р В.Я.Коровиной, М., Просвещение, 2011

  2. Компьютер, проектор

  3. Портрет М.М.Пришвина

  4. Выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку

  5. Рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, альбомы о лесных ягодах и охотничьих собаках, топографическая карта

  6. Бейджики с названиями групп: «Литературоведы», «Лингвисты», «Писатели», «Художники», «Поэты», «Кинологи», «Ботаники», «Ономастика»

  7. Презентация «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?»



Слайд № 3

“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

К.Г.Паустовский

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”

К.Г.Паустовский

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев

Ход урока I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”. Вы многое знаете об этом произведении и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы. Прежде чем начать работу, обратимся к словам К.Г.Паустовского. Скажите, что объединяет эти высказывания с текстом, который мы анализируем?

Внимание писателя к слову.

Слайд № 4

Вместе с ребятами ставим цель сегодняшнего занятия: показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего в мире, определяем задачи для анализа текста:

  • Раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения;

  • Показать единство человека и природы;

  • Понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остается человеком и в трудной ситуации;

  • Сделать мудрый вывод о высоком назначении человека – быть ответственным за все живое на земле.

- Раскрыть метафоричность языка писателя нам помогут ребята из группы литературоведов. Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось. (Приложение № 1)

II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”

Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.

Слайд № 5

Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? Какие примеры сравнений и олицетворений вы нашли в тексте?

Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.

- А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?

Сказка – быль

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.

Слайд № 6

III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”

В толковом словаре С.И.Ожегова слово «Быль» имеет два значения:

Быль: 1.То, что было в прошлом.

2.То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка: 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2.Выдумка, ложь.

3.То же, что чудо.

- Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное. Что же можно считать былью в этом произведении?

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.

В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

- Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны. (Приложение № 2)

Слайд № 7

IV. Художественный пересказ описания ели и сосны. Музыкальное сопровождение: Вильгельм Рихард Вагнер «Реквием по мечте». V. Выбор пути. Детальный анализ текста.

- И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина. Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.

Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)

Что произошло потом?

Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой.

Как природа помогает понять настроение спорящих ребят? Найдите и прочитайте описание солнца. Как оно изменяется?

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

Слайд № 8

- Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

Музыкальное сопровождение: Вильгельм Рихард Вагнер «Реквием по мечте»

Слайд № 9

Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.

- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши и расскажут нам, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?

VI. Сообщение “Топографов”

Слайд № 10

Мы постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя, на рисунке это видно, отправляется совсем в другую сторону. (Приложение № 3)

- Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

- А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? (Приложение № 4)

- Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу.

- А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Федора ИвановичаТютчева?

Слайд № 3

Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.

- Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?

Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.

- Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.

Слайд № 11

VII. Сообщение группы “Ботаники” (Приложение № 5)

- Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в справочной литературе? Какой же мы делаем вывод?

У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.

- А в других произведениях вы встречали описание ягод? Группа «Поэты» нам представят, как поэты описывают эти ягоды.

Слайд № 12

VIII. Сообщение группы “Поэты” (Приложение № 6)

- Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Это хорошо показано на иллюстрации в учебнике литературы. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.

- Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?

– Для контраста.

А что значит контраст?

– Противопоставление.

Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.

Для чего они собирают?

– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.

А что происходит дальше?

Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.

Кто же заставил Настю встать на ноги?

– Змея, и пень, и лось.

То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

Эвакуированным ленинградским детям из детского дома.

Но ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?

Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.

А какой породы была Травка?

– Гончая.

А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

Слайд № 13

IX. Сообщение “Кинологов” (Приложение № 7)

Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.

- Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.

X. Рефлексия

Слайд № 14

На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром как синквейн, вы работали по составлению синквейна по образу Насти и Митраши. Повторим синквейн. А сейчас напишите синквейн по слову «Урок».

Музыкальное сопровождение: Фридрих Шопен



XI. Подведение итогов.

- Итак, цель нашего занятия достигнута. В любом деле человек ставит цель и добивается ее, решая многие задачи. Цель и задачи – рядом стоящие понятия в любой деятельности. Цель – руководство к действию, задача – это действие. Желаю вам всегда добиваться поставленных целей и решать для этого необходимые задачи. Слайд№ 15 VIII. Домашнее задание.

Письменное Написать сочинение-миниатюру: «Что я узнал о жизни, прочитав "Кладовую солнца” М.М.Пришвина?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Великий Храм Природы

Автор: Рачковская Татьяна федоровна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок по литературе в 6 классе. «Великий  храм природы» в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» "
    ["seo_title"] => string(102) "urok-po-litieraturie-v-6-klassie-vielikii-khram-prirody-v-skazkie-byli-m-m-prishvina-kladovaia-solntsa"
    ["file_id"] => string(6) "193759"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427693733"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "М.Пришвин "Кладовая  солнца"  ;Почему М.Пришвин  назвал   природу великим храмом? "
    ["seo_title"] => string(80) "m-prishvin-kladovaia-solntsa-pochiemu-m-prishvin-nazval-prirodu-vielikim-khramom"
    ["file_id"] => string(6) "214530"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432327242"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "«Войду в природу другом»"
    ["seo_title"] => string(20) "voiduvprirodudrughom"
    ["file_id"] => string(6) "280692"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453399427"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока  Основы религиозных культур и светской   этике по теме "Православный храм "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etikie-po-tiemie-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "136438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417104655"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект внеклассного занятия "Игра-путешествие "Кладовая природы" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-ighra-putieshiestviie-kladovaia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "233038"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442987277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства