Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Вид урока: урок-размышление. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Цели урока: Личностные: развитие мыслительных навыков, необходимых как в учении, так и в жизни; осознание ценности изучаемого материала и практической его важности; развитие эстетических и творческих способностей. Регулятивные: умение работать с информацией, анализировать учебные и жизненные ситуации; Познавательные: развитие у учащихся внимания к слову как к выразительному средству языка; поиск и выделение информации в тексте. Коммуникативные: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции; умение работать в группе. Задачи урока: Личностные: пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; Регулятивные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; Познавательные: раскрыть метафоричность и символику языка произведения; раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Презентация «Что есть правда, какая она, где живет и как ее найти?»
Слайд № 3
“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”
К.Г.Паустовский
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”
К.Г.Паустовский
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев
Ход урока I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”. Вы многое знаете об этом произведении и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы. Прежде чем начать работу, обратимся к словам К.Г.Паустовского. Скажите, что объединяет эти высказывания с текстом, который мы анализируем?
Внимание писателя к слову.
Слайд № 4
Вместе с ребятами ставим цель сегодняшнего занятия: показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего в мире, определяем задачи для анализа текста:
Раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения;
Показать единство человека и природы;
Понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остается человеком и в трудной ситуации;
Сделать мудрый вывод о высоком назначении человека – быть ответственным за все живое на земле.
- Раскрыть метафоричность языка писателя нам помогут ребята из группы литературоведов. Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось. (Приложение № 1)
II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”
– Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?
О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.
Слайд № 5
– Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? Какие примеры сравнений и олицетворений вы нашли в тексте?
Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.
- А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?
Сказка – быль
Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.
Слайд № 6
III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”
В толковом словаре С.И.Ожегова слово «Быль» имеет два значения:
Быль: 1.То, что было в прошлом.
2.То, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
Сказка: 1.Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2.Выдумка, ложь.
3.То же, что чудо.
- Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное. Что же можно считать былью в этом произведении?
Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
– В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.
- Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны. (Приложение № 2)
Слайд № 7
IV. Художественный пересказ описания ели и сосны. Музыкальное сопровождение: Вильгельм Рихард Вагнер «Реквием по мечте». V. Выбор пути. Детальный анализ текста.
- И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина. Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.
Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)
– Что произошло потом?
Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой.
– Как природа помогает понять настроение спорящих ребят? Найдите и прочитайте описание солнца. Как оно изменяется?
Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.
Слайд № 8
- Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.
- А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
Музыкальное сопровождение: Вильгельм Рихард Вагнер «Реквием по мечте»
Слайд № 9
Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.
- Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.
- Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши и расскажут нам, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?
VI. Сообщение “Топографов”
Слайд № 10
Мы постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя, на рисунке это видно, отправляется совсем в другую сторону. (Приложение № 3)
- Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?
- А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? (Приложение № 4)
- Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?
Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу.
- А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Федора ИвановичаТютчева?
Слайд № 3
Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.
- Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?
Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.
- Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.
Слайд № 11
VII. Сообщение группы “Ботаники” (Приложение № 5)
- Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в справочной литературе? Какой же мы делаем вывод?
У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.
- А в других произведениях вы встречали описание ягод? Группа «Поэты» нам представят, как поэты описывают эти ягоды.
Слайд № 12
VIII. Сообщение группы “Поэты” (Приложение № 6)
- Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Это хорошо показано на иллюстрации в учебнике литературы. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?
Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.
- Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?
– Для контраста.
– А что значит контраст?
– Противопоставление.
– Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?
– Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.
– Для чего они собирают?
– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.
– Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.
– А что происходит дальше?
Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.
– Кто же заставил Настю встать на ноги?
– Змея, и пень, и лось.
– То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
Эвакуированным ленинградским детям из детского дома.
– Но ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?
Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.
– А какой породы была Травка?
– Гончая.
– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?
Слайд № 13
IX. Сообщение “Кинологов” (Приложение № 7)
Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.
- Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?
Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.
– Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?
Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.
X. Рефлексия
Слайд № 14
На прошлом уроке мы познакомились с таким жанром как синквейн, вы работали по составлению синквейна по образу Насти и Митраши. Повторим синквейн. А сейчас напишите синквейн по слову «Урок».
Музыкальное сопровождение: Фридрих Шопен
XI. Подведение итогов.
- Итак, цель нашего занятия достигнута. В любом деле человек ставит цель и добивается ее, решая многие задачи. Цель и задачи – рядом стоящие понятия в любой деятельности. Цель – руководство к действию, задача – это действие. Желаю вам всегда добиваться поставленных целей и решать для этого необходимые задачи. Слайд№ 15VIII. Домашнее задание.
Письменное Написать сочинение-миниатюру: «Что я узнал о жизни, прочитав "Кладовую солнца” М.М.Пришвина?»