kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели - выделять главную мысль произведения в целом; развивать умение отвечать на  вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли; развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»»

Литературное чтение. Дата 1.04.2015 г.

Тема: Внеклассное чтение. Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

Цель: Познакомить со стихотворением Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали»

  • Задачи: познакомить с произведением, учить давать характеристику героям, их поступкам; совершенствовать навыки качества чтения: правильность беглость, выразительность.

  • развивать умения выделять главную мысль произведения в целом; развивать умение отвечать на  вопросы учителя, по содержанию прочитанного, самостоятельно прогнозировать содержание, использовать выборочное чтение для подтверждения определённой мысли; развивать речь, коммуникативно-речевые умения, мышление, память.

  • воспитывать интерес к урокам литературного чтение;

Оборудование: учебник «Книга для чтения», чистоговорки, ребусы.


Ход урока

  1. Орг. момент.

Психологический настрой.


  1. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения.


  1. Развитие речи.

Проговаривание чистоговорок.

Белый снег, белый мел, 
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела, 
Белой даже не была.


Милая Мила мылась мылом;
Намылилась, смыла - 
Так мылась Мила.


  1. Знакомство с биографией автора.

Родился 24 апреля под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.

Поступает в Московский университет сразу на два факультета — филологический и медицинский. Литературная и театральная жизнь Москвы захватила Заболоцкого: выступления Маяковского, Есенина, футуристов, имажинистов. Начав писать стихи еще в школе, теперь увлекся подражанием то Блоку, то Есенину.

В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт.

В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 — 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 — "Вторая книга".

В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 — 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др.

Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию.

В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии.

14 октября 1958 Заболоцкий скончался от второго инфаркта.


  1. Знакомство с произведением.

Как мыши с котом воевали


Жил-был кот,

Ростом он был с комод,

Усищи - с аршин,

Глазищи - с кувшин,

Хвост трубой,

Сам рябой.

Ай да кот!


Пришел тот кот

К нам в огород,

Залез кот на лукошко,

С лукошка прыгнул в окошко,

Углы в кухне обнюхал,

Хвостом по полу постукал.

- Эге,- говорит,- пахнет мышами!

Поживу-ка я с недельку с вами!


Испугались в подполье мыши -

От страха чуть дышат.

- Братцы,- говорят,- что же это такое?

Не будет теперь нам покоя.

Не пролезть нам теперь к пирогу,

Не пробраться теперь к творогу,

Не отведать теперь нам каши,

Пропали головушки наши!


А котище лежит на печке,

Глазищи горят как свечки.

Лапками брюхо поглаживает,

На кошачьем языке приговаривает:

- Здешние,- говорит,- мышата

Вкуснее,- говорит,- шоколада,

Поймать бы их мне штук двести -

Так бы и съел всех вместе!


А мыши в мышиной норке

Доели последние корки,

Построились в два ряда

И пошли войной на кота.

Впереди генерал Культяпка,

На Культяпке - железная шляпка,

За Культяпкой - серый Тушканчик,

Барабанит Тушканчик в барабанчик,

За Тушканчиком - целый отряд,

Сто пятнадцать мышиных солдат.

Бум! Бум! Бум! Бум!

Что за гром? Что за шум?

Берегись, усатый кот,

Видишь - армия идет,

Видишь - армия идет,

Громко песенку поет.


Вот Культяпка боевой

Показался в кладовой.

Барабанчики гремят,

Громко пушечки палят,

Громко пушечки палят,

Только ядрышки летят!


Прибежали на кухню мыши,

Смотрят - а кот не дышит,

Глаза у кота закатились,

Уши у кота опустились,

Что случилось с котом?

Собрались мыши кругом,-

Глядят на кота, глазеют,

А тронуть кота не смеют.


Но Культяпка был не трус -

Потянул кота за ус,-

Лежит котище - не шелохнется,

С боку на бок не повернется.

Окочурился, разбойник, окочурился,

Накатил на кота карачун, карачун!

Тут пошло у мышей веселье,

Закружились они каруселью,

Забрались котищу на брюхо,

Барабанят ему прямо в ухо,

Все танцуют, скачут, хохочут...


А котище-то как подскочит,

Да как цапнет Культяпку зубами -

И пошел воевать с мышами!

Вот какой он был, котище, хитрый!

Вот какой он был, котище, умный!

Всех мышей он обманул,

Всех он крыс переловил.

Не лазайте, мыши, по полочкам,

Не воруйте, крысы, сухарики,

Не скребитесь под полом, под лестницей,

Не мешайте Никитушке спать-почивать!



  1. Первичное восприятие.

Работа по вопросам.

-Что запомнили?

-Кто главный герой?


  1. Выборочное чтение.

Понравившегося отрывка.


  1. Физминутка.

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.



  1. Закрепление.

Чтение стихотворения учащимися.

Разгадывание ребусов.



  1. Итог урока.

-Понравилось стихотворение?

- Кто главный герой?



  1. Инструктаж домашнего задания.

Стр. 104 – 107 выучить отрывок.





















Литературное чтение. Дата 1.04.2015 г.

Тема: В. Бианки «Мышонок Пик»

Цель: введение учащихся в новый раздел; ознакомление учащих­ся с творчеством В. Бианки; формирование умения читать про себя.

Задачи урока:

  • научить читать выразительно, без ошибок;

  • развивать память, внимание, мышление;

  • прививать любовь к природе.

Тип урока: формирование навыков и умений.

Материальное обеспечение: выставка книг В. Бианки.

Межпредметные связи: русский язык, познание мира, физиче­ская культура.

Планируемые результаты

предметные: уметь определять содержание текста по названию, выбирать виды деятельности на уроке; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, исправлять ошибки при повторном чте­нии; воспринимать на слух прочитанное; оценивать поступки героев;

личностные: проявлять нравственные качества (доброту, чут­кость, внимание, любовь к ближнему, храбрость);

системно-деятельностные: применять методы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение отрывка.


  1. Постановка задач урока.

Живет в норке,

Грызет корки.

Короткие ножки.

Боится кошки.

(Мышь)

-Что вы можете рассказать об этом животном?

-А может ли мышь путешествовать?

Сегодня на уроке переходим к новому разделу «Мир приклю­чений и фантастики», где представлены произведения о приключени­ях, и познакомимся с рассказом В. Бианки. Автор рассказывает о мышонке-путешественнике и о том, что пережил этот маленький зверек.


  1. Работа по теме урока.

Рассказ учителя о писателе.

В. В. Бианки (1894-1959) - известный писатель, автор произве­дений для детей. Создал для маленьких читателей множество произ­ведений о природе. Их герои - животные, птицы, растения. Он напи­сал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научно обоснованны, они раскрывают живой мир природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

Первичное чтение (рассказ читает учитель).

  • Каковы ваши впечатления о приключениях мышонка Пика?

  • Каким вы представляете мышонка?

  • Можно ли назвать мышонка героем?


  1. Физкультминутка.

Кораблик

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Покачивание туловищем вправо, влево.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Бег на месте.

Начался вдруг сильный шторм,

Прогремел на небе гром.

Приседание.

Наш кораблик закачался.

Покачивание туловища вправо, влево.

Вверх с волной сперва умчался.

Вытянуть руки вверх, потянуться на носочках.

А потом упал он вниз.

Приседание.

Вверх - вниз, вверх - вниз.

Приседания.


  1. Продолжение работы по теме урока.

Чтение и обсуждение 1 -й части рассказа.

(Рассказ читают учащиеся).

Словарная работа:

Рубнул - ударил ножом, срубил.

Порскнуть — бросились врассыпную в разные стороны.

Извести - уничтожить, убить.

Наладить парус - сделать, поставить парус.

Долбленое суденышко - выдолбленное из целого куска дерева.

-Ответьте на вопросы:

-Что ребята делали на берегу реки?

-Кого увидел брат в кустах? Какие бывают мыши? Найденный мышонок принадлежал к городским или полевым мышам? Найдите ответ в тексте.

-Почему ребята назвали мышонка Пиком? Что брат хотел сде­лать с мышонком? -Почему? Что предложила сделать с мышонком се­стренка? Почему брат согласился на ее предложение?

-Как Пик стал мореплавателем? Подберите близкие по значе­нию слова к слову «мореплаватель» (моряк, мореход, корабельщик, путешественник, искатель морских приключений).

-Как вы понимаете выражение «ветер подхватил кораблик и погнал его от берега»?


  1. Закрепление.

Чтение текста учащимися.

Разгадывание ребусов.


  1. Рефлексия.

Выберите и продолжите любое предложение.

На уроке я сегодня узнал...

После урока мне захотелось...

На уроке я похвалил бы себя за...


  1. Подведение итогов урока.

С каким рассказом вы познакомились на уроке?

Кто его автор?

Хотели бы вы узнать, что произошло с мышонком дальше?


  1. Домашнее задание.

Стр.140-141 читать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»

Автор: Байсалбаева Асемгуль Талгатовна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194239

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Презентация "Как мыши с котом воевали" Литературное чтение 3 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiiakakmyshiskotomvoievalilitieraturnoiechtieniie3klass"
    ["file_id"] => string(6) "319483"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460845183"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства