kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек»

Цель: познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением

Задачи: развивать умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, аргументировать, делать выводы; 

развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о нравственных качествах человека;

совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения; . 

пробуждать добросердечное отношение к окружающим. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек" »

Урок литературного чтения

Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек»

Цель: познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением

Задачи: развивать умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, аргументировать, делать выводы; 

развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о нравственных качествах человека;

совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения; . 

пробуждать добросердечное отношение к окружающим. 

Оборудование урока: Презентация, карточки, музыкальное сопровождение. 
Ход урока:

I Стадия вызова.

1.Орг. момент. Приветствие.

-Сегодня на уроке у нас гости, это учителя нашей школы. Гостей принято приветствовать. Прочитайте глазками приветствие гостям. Вместе громко и эмоционально. Ставя логическое ударение на выделенных словах.(слайд)

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня. 
Здравствуйте, все, кто верит доброте. 
Здравствуйте, все, кто не жалея сил, 
Делится счастьем своим. 

- Перед вами карточки, определите ваше настроение смайликом.

- Какое настроение?

-Что вы ожидаете от урока?

-Надеюсь ваши ожидания оправдаются.

2. Расшифруйте пословицу.(слайд)

По щедрости руки видно, какое сердце.

-Как понимаете смысл пословицы?
- Назовите ключевое слово.

3.Сбор ассоциаций к слову щедрый .(не жадный, великодушный, изобильный, богатый)

- Попробуем подобрать синонимы к слову щедрый.

3.Составление синквейна. Тема «Человек» (слайд) Работа в группах

Защита задания.

-Два слова «щедрый» и «человек» основные слова урока. Составьте словосочетания с этими словами.

- Тема урока: притча Ыбрая Алтынсарина «Щедрый человек»

- Попробуйте определить цели урока.

(Познакомиться с новым произведением, определить основную идею, сделать характеристику главных героев)

4. Работа над теоретическим понятием.

- Что такое притча?

(ПРИТЧИ — это древнейший жанр эпоса, короткие истории, полные скрытой премудрости, в которых есть непостижимая глубина и загадочность, красочная образность и занимательность. Притчи слагаются простыми и запоминающимися словами, которые понятны каждому, и передаются из уст в уста)

 II Стадия осмысления.

1.Знакомство с притчей. ( чтение произведения хорошо читающими детьми)

2. Первичное восприятие произведения.

-Почему Атымтая считали щедрым человеком?

3. Повторное чтение учащимися притчи.

- Прочитать, одним предложением определить жизненные принципы Атымтая Щедрого.В притчи 4 принципа- у вас 4 предложения.

1 группа: не возомнить о себе, не чуждаться бедных (слайд)

2 группа: в труде нет ничего унизительного

3 группа: трудом заработанный хлеб вкуснее

4 группа: грех перед Богом – поступки неправильные 
- Попробуйте определить главную идею притчи.

- Каков, по-вашему, должен быть человек, написавший эту притчу.

4. Знакомство с биографией Ы.Алтынсарина (слайд)

-Краткую биографию Ы. Алтынсарина рассказывает 1 группа

Дополняет учитель.

- В память об Ыбрае Алтынсарине в 1991 году в городе Костанае был открыт областной мемориальный музей Ыбрая Алтынсарина (слайд)

- В своих рассказах, стихотворениях он воспевал добро, честность, писал о любви к Родине, о дружбе, о том, что для того, чтобы чего-нибудь добиться, надо трудиться.

- Вашему вниманию ребята 2 группы приготовили инсценировку еще одной притчи. Послушайте внимательно и попробуйте определить мудрость этой притчи.

5. Инсценирование притчи «Паук, муравей, ласточка»

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:

— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

— Он плетет свою паутину.

— А вон муравей, видишь?

— Вижу, он бежит с крошкой во рту.

— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну:

— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, а ты создан богом не для того, чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду.

6. Физминутка

Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя), 
И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя). 
Я могу быть маленькой/-им (присаживаемся), 
Могу быть большой/-им (встаем, поднимая руки вверх), 
Могу быть худой/-ым или толстой/-ым (руки сдвигаем и раздвигаем в стороны). 
Но это мне не важно – (показываем указательным пальчиком) 
Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя), 
И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).

7. Знакомство с меценатами города. 

-Но не только в произведениях, но и в жизни много щедрых людей. Вам знакомо слово МЕЦЕНАТ?

- Обратимся к толковому словарю.(слайд)

- Я бы хотела вас познакомить с меценатами нашего города. Это братья Руслан и Леонид Булудовы. Вы слышали эту фамилию чаще всего в магазине, когда покупатели просят дать булудовское молоко или хлеб. С производством Руслана Булудова вы знакомы не понаслышке. Вспомним экскурсию в молочный цех. Эти меценаты привозят бесплатно продукты питания в мечеть, во время летних каникул. И так же, ежедневно, в течение семи лет обеспечивают своей продукцией кухню, действующую при церкви.

- Вернусь к тому, что во все времена прославляли благородные качества человека. Народ складывал пословицы о человеческих добродетелях.

8.Знакомство с казахскими пословицами.

- 3 группа приготовила казахские пословицы о щедрости.(выступление ребят)

Қолында жоқ- жомарт

Бедный всегда щедрый.


Бай аузында семіз соз.

Вся щедрость бая на языке.


Қолы ашықтың – жолы ашық.

У кого руки щедры,тому все дороги открыты.


Сыйлап берген су да тәтті.

И вода сладка,если от души подана.


Алмақтың да салмағы бар.

Любишь брать,умей и сам давать.


Жомарттык, мырзалиқ – щедрость

  • Давайте еще раз вернемся к жизненным принципам Атымтая Щедрого, назовем их.

  • А я бы хотела вас познакомить с высказыванием Джабрана(слайд)

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

 «Щедрость — не в том, чтобы дать мне то, в чем я нуждаюсь больше тебя; нет, щедрость в том, чтобы отдать мне то, в чем ты нуждаешься больше меня» (Д. Джабран).

III Стадия рефлексии.

- После чтения притчи, обмена мнениями, я думаю, у вас возникли различные мысли. 1.Напишите небольшое эссе о том, что вы взяли для себя из урока, ваши мысли о щедрости души.

Защита работ.

- Итак, что есть щедрость?

- Это когда ты можешь что-то, не щадя своих сил, времени, потратить, не жалея об этом в последующем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя.

2. Домашнее задание.(по выбору)

- Найти в интернете притчу «Сорок золотых», прочитать, определить главную мысль притчи.

- Или вместе с родителями просмотреть местные газеты «Авангард», «Пресс-экспресс», «Житикаринские новости», найти статьи о людях, сделавшие хорошие дела или поступки.

3.Урок подходит к концу, и я бы хотела услышать ваше мнение об уроке и о работе ваших групп.

-Интересен ли был урок?

-Какие цели урока мы ставили?

- Достигли ли их?

- А кто из вас себя может назвать щедрым человеком?

-Что нового для себя вы взяли из урока?

- Определите своё настроение. Что-то изменилось?

-Теперь оцените свою работу на уроке. Как работали? Почему?

Оценка работы групп учителем.

4. Звучит песня «Самая главная в жизни профессия – быть человеком»
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек"

Автор: Шакирзянова Наиля Ибрагимовна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек".Понятие о притче. "
    ["seo_title"] => string(59) "ybrai-altynsarin-shchiedryi-chieloviek-poniatiie-o-pritchie"
    ["file_id"] => string(6) "123134"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414421881"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Ы.Алтынсарин." Щедрый человек""
    ["seo_title"] => string(31) "yaltynsarinshchiedryichieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "314313"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679577"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Ы.Алтынсарин." Щедрый человек""
    ["seo_title"] => string(32) "yaltynsarinshchiedryichieloviek1"
    ["file_id"] => string(6) "314314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679584"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок литературного чтения 4 класс. Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек""
    ["seo_title"] => string(77) "urok_litieraturnogho_chtieniia_4_klass_ybrai_altynsarin_shchiedryi_chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "404950"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490859933"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Классный час на тему "Мой Казахстан""
    ["seo_title"] => string(37) "klassnyi_chas_na_tiemu_moi_kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "452405"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1516858952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства