Цель: познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением
Задачи: развивать умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, аргументировать, делать выводы;
развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о нравственных качествах человека;
совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения; .
пробуждать добросердечное отношение к окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек" »
Урок литературного чтения
Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек»
Цель: познакомить с биографией казахского писателя Ы. Алтынсарина, его произведением
Задачи: развивать умения анализировать текст на основе использования стратегии “Критического Мышления через Чтение и Письмо”, аргументировать, делать выводы;
развивать умение анализировать поступки людей, формировать представления о нравственных качествах человека;
совершенствовать умения внимательно слушать друг друга, развивать коммуникативные навыки общения; .
пробуждать добросердечное отношение к окружающим.
Оборудование урока: Презентация, карточки, музыкальное сопровождение. Ход урока:
I Стадия вызова.
1.Орг. момент. Приветствие.
-Сегодня на уроке у нас гости, это учителя нашей школы. Гостей принято приветствовать. Прочитайте глазками приветствие гостям. Вместе громко и эмоционально. Ставя логическое ударение на выделенных словах.(слайд)
Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня. Здравствуйте, все, кто верит доброте. Здравствуйте, все, кто не жалея сил, Делится счастьем своим.
- Перед вами карточки, определите ваше настроение смайликом.
(Познакомиться с новым произведением, определить основную идею, сделать характеристику главных героев)
4. Работа над теоретическим понятием.
- Что такое притча?
(ПРИТЧИ — это древнейший жанр эпоса, короткие истории, полные скрытой премудрости, в которых есть непостижимая глубина и загадочность, красочная образность и занимательность. Притчи слагаются простыми и запоминающимися словами, которые понятны каждому, и передаются из уст в уста)
II Стадия осмысления.
1.Знакомство с притчей. ( чтение произведения хорошо читающими детьми)
2. Первичное восприятие произведения.
-Почему Атымтая считали щедрым человеком?
3. Повторное чтение учащимися притчи.
- Прочитать, одним предложением определить жизненные принципы Атымтая Щедрого.В притчи 4 принципа- у вас 4 предложения.
1 группа: не возомнить о себе, не чуждаться бедных (слайд)
2 группа: в труде нет ничего унизительного
3 группа: трудом заработанный хлеб вкуснее
4 группа: грех перед Богом – поступки неправильные - Попробуйте определить главную идею притчи.
- Каков, по-вашему, должен быть человек, написавший эту притчу.
4. Знакомство с биографией Ы.Алтынсарина (слайд)
-Краткую биографию Ы.Алтынсарина рассказывает 1 группа
Дополняет учитель.
- В память об Ыбрае Алтынсарине в 1991 году в городе Костанае был открыт областной мемориальный музей Ыбрая Алтынсарина (слайд)
- В своих рассказах, стихотворениях он воспевал добро, честность, писал о любви к Родине, о дружбе, о том, что для того, чтобы чего-нибудь добиться, надо трудиться.
- Вашему вниманию ребята 2 группы приготовили инсценировку еще одной притчи. Послушайте внимательно и попробуйте определить мудрость этой притчи.
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
— Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
— Он плетет свою паутину.
— А вон муравей, видишь?
— Вижу, он бежит с крошкой во рту.
— Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
— Вверху летит ласточка и в клюве держит травку. Тогда отец говорит сыну:
— Вот так, милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером. Паук расставляет паутину, ловит в нее комаров и мух и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест ее, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, а ты создан богом не для того, чтобы бездельничать. Нужно привыкать к труду.
6. Физминутка
Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя), И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя). Я могу быть маленькой/-им (присаживаемся), Могу быть большой/-им (встаем, поднимая руки вверх), Могу быть худой/-ым или толстой/-ым (руки сдвигаем и раздвигаем в стороны). Но это мне не важно – (показываем указательным пальчиком) Я такая/-ой, какая/-ой я есть (большой палец обеих рук направлен на себя), И я очень счастлив/-а здесь (обеими руками показываем пространство вокруг себя).
7. Знакомство с меценатами города.
-Но не только в произведениях, но и в жизни много щедрых людей. Вам знакомо слово МЕЦЕНАТ?
- Обратимся к толковому словарю.(слайд)
- Я бы хотела вас познакомить с меценатами нашего города. Это братья Руслан и Леонид Булудовы. Вы слышали эту фамилию чаще всего в магазине, когда покупатели просят дать булудовское молоко или хлеб. С производством Руслана Булудова вы знакомы не понаслышке. Вспомним экскурсию в молочный цех. Эти меценаты привозят бесплатно продукты питания в мечеть, во время летних каникул. И так же, ежедневно, в течение семи лет обеспечивают своей продукцией кухню, действующую при церкви.
- Вернусь к тому, что во все времена прославляли благородные качества человека. Народ складывал пословицы о человеческих добродетелях.
8.Знакомство с казахскими пословицами.
- 3 группа приготовила казахские пословицы о щедрости.(выступление ребят)
Қолында жоқ- жомарт
Бедный всегда щедрый.
Бай аузында семіз соз.
Вся щедрость бая на языке.
Қолы ашықтың – жолы ашық.
У кого руки щедры,тому все дороги открыты.
Сыйлап берген су да тәтті.
И вода сладка,если от души подана.
Алмақтың да салмағы бар.
Любишь брать,умей и сам давать.
Жомарттык, мырзалиқ – щедрость
Давайте еще раз вернемся к жизненным принципам Атымтая Щедрого, назовем их.
А я бы хотела вас познакомить с высказыванием Джабрана(слайд)
МУДРОСТЬ ВЕКОВ
«Щедрость — не в том, чтобы дать мне то, в чем я нуждаюсь больше тебя; нет, щедрость в том, чтобы отдать мне то, в чем ты нуждаешься больше меня» (Д. Джабран).
III Стадия рефлексии.
- После чтения притчи, обмена мнениями, я думаю, у вас возникли различные мысли. 1.Напишите небольшое эссе о том, что вы взяли для себя из урока, ваши мысли о щедрости души.
Защита работ.
- Итак, что есть щедрость?
- Это когда ты можешь что-то, не щадя своих сил, времени, потратить, не жалея об этом в последующем, никогда не припомнив этого данному человеку и стараясь не вспоминать об этом даже внутри себя.
2. Домашнее задание.(по выбору)
- Найти в интернете притчу «Сорок золотых», прочитать, определить главную мысль притчи.
- Или вместе с родителями просмотреть местные газеты «Авангард», «Пресс-экспресс», «Житикаринские новости», найти статьи о людях, сделавшие хорошие дела или поступки.
3.Урок подходит к концу, и я бы хотела услышать ваше мнение об уроке и о работе ваших групп.
-Интересен ли был урок?
-Какие цели урока мы ставили?
- Достигли ли их?
- А кто из вас себя может назвать щедрым человеком?
-Что нового для себя вы взяли из урока?
- Определите своё настроение. Что-то изменилось?
-Теперь оцените свою работу на уроке. Как работали? Почему?
Оценка работы групп учителем.
4. Звучит песня «Самая главная в жизни профессия – быть человеком»