Тема урока: ЫбрайАлтынсарин. «Щедрый человек». Понятие о притче. 19.02.16
Цель урока: Знакомство с творчеством Ы.Алтынсарина
Задачи урока:
- Формировать навык выразительного чтения текста, устной речи учащихся.
- Воспитывать чувство прекрасного и другие морально - этические качества личности учащихся, доброту, отзывчивость.
- Развивать память, внимание, мышление.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете?
Наши сердца бьются. Иногда говорят человеку: « У тебя доброе сердце. Ты щедрый человек». Про каких людей так говорят?
Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, дарить другим людям щедрость своей души. Сердце - наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь -учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости»,- просит оно.
Ребята, умеете ли вы быть добрыми и щедрыми? Как вы выражаете свою доброту и щедрость?
4.Сообщение темы, цели урока.
- Как вы понимаете выражения щедрый человек?
Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души.
_ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Ы.Алтынсарина и его произведением «Щедрый человек»
- Скажите что это за жанр? Это сказка, стих? Что такое притча? На стр. 45
Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение.
5.Об авторе произведения на стр. 181 биография.
6.Словарная работа.
Запись в тетрадь
Ветхий - дряхлый, разрушающийся от старости.
Кров - укрытие, жилище, приют.
Лишения - нищета, недостаток.
Возомнить - составить высокое мнение о себе.
Чуждаться - избегать, сторониться людей.
8.Чтение текста учителем.
- Понравился вам рассказ? Чем он вам понравился?- Какими качествами обладает по- вашему щедрый человек?
- Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?
- Чему учит Атымтай?
- Каким по его мнению должен быть щедрый человек?
- Вспомните, пожалуйста, с каким произведением мы знакомились раньше, где были отражены жизненные принципы Атымтая?
Чтение стихотворения « Я стану человеком».
Я стану человеком, и если буду жить.
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и, значит,
Я стану человеком и долг исполню я !
9. Чтение текста учащимися:
- чтение цепочкой;
- выборочное чтение четырёх причин;
- чтение всего текста.
10.Составление словесного портрета щедрого человека.
Составление словесного рассказа о щедром человеке, используя слова – существительные, прилагательные, глаголы. Данные слова написаны на карточке. Дети выбирают из данных слов только положительные качества щедрого человека.
11.Работа над пословицей.
- Соберите, пожалуйста, поговорку:
Пополам, хоть, хлеб, голоден, дели, и, сам.
- Что у вас получилось?
Дели хлеб пополам, хоть и сам голоден.
Как вы понимаете эту поговорку?
12.Итог урока.
- Как вы поняли, что такое притча?
- Чему нас учат притчи ЫбраяАлтынсарина?
- Какова основная мысль притчи?
- Чтобы вы сделали, если бы у вас было много денег?
Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами поэтессы Веры Кушнир:
Простая доброта, внимательность простая –
Желание добра во всяком вызывает.
Не бойся же добром твоим делиться с братом:
Делясь, не жди себе награды и уплаты.
13. Домашнее задание, выставление оценок.
а)Выучить определение притча на стр. 45. б)Чтение и пересказ текста на стр. 44
в)Сочинение - размышление «Щедрый ли я человек?»
Просмотр содержимого документа
«стих на литер»
« Я стану человеком».
Я стану человеком, и если буду жить.
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и , значит,
Я стану человеком и долг исполню я !
« Я стану человеком».
Я стану человеком, и если буду жить.
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и , значит,
Я стану человеком и долг исполню я !
« Я стану человеком».
Я стану человеком, и если буду жить.
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и , значит,
Я стану человеком и долг исполню я !
« Я стану человеком».
Я стану человеком, и если буду жить.
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и , значит,
Я стану человеком и долг исполню я !
Просмотр содержимого документа
«урок литер»
Тема урока: ЫбрайАлтынсарин. «Щедрый человек». Понятие о притче. 19.02.16
Цель урока: Знакомство с творчеством Ы.Алтынсарина
Задачи урока:
Формировать навык выразительного чтения текста, устной речи учащихся.
Воспитывать чувство прекрасного и другие морально - этические качества личности учащихся, доброту, отзывчивость.
Развивать память, внимание, мышление.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Эмоциональный настрой.
- Ребята, приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете?
Наши сердца бьются. Иногда говорят человеку: « У тебя доброе сердце. Ты щедрый человек». Про каких людей так говорят?
Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, дарить другим людям щедрость своей души. Сердце - наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь -учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости»,- просит оно.
Ребята, умеете ли вы быть добрыми и щедрыми? Как вы выражаете свою доброту и щедрость?
4.Сообщение темы, цели урока.
- Как вы понимаете выражения щедрый человек?
Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души.
_ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Ы.Алтынсарина и его произведением «Щедрый человек»
- Скажите что это за жанр? Это сказка, стих? Что такое притча? На стр. 45
Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение.
5.Об авторе произведения на стр. 181 биография.
6.Словарная работа.
Запись в тетрадь
Ветхий - дряхлый, разрушающийся от старости.
Кров - укрытие, жилище, приют.
Лишения - нищета, недостаток.
Возомнить - составить высокое мнение о себе.
Чуждаться - избегать, сторониться людей.
8.Чтение текста учителем.
- Понравился вам рассказ? Чем он вам понравился?- Какими качествами обладает по- вашему щедрый человек?
- Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?
- Чему учит Атымтай?
- Каким по его мнению должен быть щедрый человек?
- Вспомните, пожалуйста, с каким произведением мы знакомились раньше, где были отражены жизненные принципы Атымтая?
Чтение стихотворения « Я стану человеком».
Я стану человеком, и если буду жить.
Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.
Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,
Чем на земле просторной невеждой жалким быть!
Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!
Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.
Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой
Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?
Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!
Я поднимусь над нашей извечной темнотой.
Стремлением горячим охвачен я – и , значит,
Я стану человеком и долг исполню я !
9. Чтение текста учащимися:
- чтение цепочкой;
- выборочное чтение четырёх причин;
- чтение всего текста.
10.Составление словесного портрета щедрого человека.
Составление словесного рассказа о щедром человеке, используя слова – существительные, прилагательные, глаголы. Данные слова написаны на карточке. Дети выбирают из данных слов только положительные качества щедрого человека.
11.Работа над пословицей.
- Соберите, пожалуйста, поговорку:
Пополам , хоть, хлеб, голоден, дели, и, сам.
- Что у вас получилось?
Дели хлеб пополам, хоть и сам голоден.
Как вы понимаете эту поговорку?
12.Итог урока.
- Как вы поняли, что такое притча?
Чему нас учат притчи ЫбраяАлтынсарина?
Какова основная мысль притчи?
Чтобы вы сделали, если бы у вас было много денег?
Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами поэтессы Веры Кушнир:
Простая доброта, внимательность простая –
Желание добра во всяком вызывает.
Не бойся же добром твоим делиться с братом:
Делясь, не жди себе награды и уплаты.
13. Домашнее задание, выставление оценок.
а)Выучить определение притча на стр. 45. б)Чтение и пересказ текста на стр. 44
в)Сочинение - размышление «Щедрый ли я человек?»