Тема: Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Цель:
-обеспечить умение определять жанр произведения через знания, полученные в 5-7 кл.
- обеспечить развитие читательской культуры учащихся через знакомство учащихся с писателем 16 века Ермолаем - Еразмом и его творчеством; ; совершенствование навыков монологической речи, умения учащихся воспроизводить текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; совершенствовать навыки монологической речи; синтезировать полученные знания через умение делать вывод
- воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;
Оборудование: презентация
Ход урока
“Трогательное сказание о Петре и Февронии — одна из жемчужин древнерусской литературы”.
Г.П. Федотов
I Орг. момент. (Психологическая подготовка к восприятию произведения древнерусской литературы) (СЛАЙД 4-9)
- Многие из вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в атмосферу храма и вглядимся в лики святых
(Звучит церковное песнопение. На слайдах репродукции древнерусской иконописи.)
Словарная работа (СЛАЙД 10-11)
- ИКОНА, -ы, ж. У православных и католиков: предмет поклонения - живописное изображение Бога, святого или святых, образ.
2.Святой- тот, кто провел жизнь в сужении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих
3. 1. Лик — изображение лица святого на иконе.
2. Лик — образ святого в православии.
4. Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).
5. «Великие Четьи –Минеи» - сборник житий всех святых православной церкви.
6. Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.
7. Праведный, праведник - святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.
8. Иночество - буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.
9. Канонизация – причисление к лику святых. Причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.
В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях.
Сегодня мы прикоснемся к произведению Древней Руси- жемчужине древнерусской литературы, героями которого являются Петр и Феврония.
III. Беседа. Повторение пройденного по теме «Древнерусская литература»:
Расскажите о возникновении древнерусской л – ры. (Связано с появлением письменности и относится к Χ веку. Первыми произведениями были переводные богослужебные книги, летописи).
Назовите известные вам произведения древнерусской л – ры («Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»)
О чём писали произведения древние книжники? В летописях рассказывается о происхождении Русской земли, о первых русских князьях и о важнейших исторических событиях. В «Поучении» Вл - р Мономах просвещает своих потомков.
IV.Изучение нового материала
История создания повести.
Слово учителя.
Кто же написал это произведение? Кто автор «Повести о Петре и Февронии Муромских»?(СЛАЙД 12) К сожалению, в учебнике-хрестоматии автор не указан, а это был достойнейший человек своего времени, писатель и публицист 40-60 годов 16 века Ермолай – Еразм.
В 40-е годы Ермолай жил в Пскове и был священником. В конце 40-х годов Ермолай по приглашению митрополита Макария (с 1542 года митрополит Московский и Всея Руси) переезжает в Москву, получает должность протоиерея Московской придворной церкви. Именно в это время по указанию митрополита церковные писатели работали над летописными сводами «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения) – грандиозное собрание житий всех русских святых в 12 томах (по числу месяцев), представляющее историю России как единого государства. Именно к этой работе митрополит Макарий привлёк образованнейшего писателя Ермолая.(СЛАЙД 13)
Однако писатель Ермолай - Еразм писал не только жития святых. Из-под пера его вышло также много и публицистических произведений. Наиболее важным является трактат «Благохотящим царям правительница и землемерие», который он направляет царю (Ивану Грозному) с предложением проведения социальных реформ. По мнению Ермолая, крестьянство терпит непосильные лишения, сильно притесняется боярством. И Ермолай призывает царя к действиям на благо общества – «ко благополучию всем сущим под ним, не единими вельможами, еже о управлении пешись, но и до последних», то есть автор проявляет себя как настоящий гражданин, который не боится самому царю указать на то, что надо думать о благополучии не только вельмож, но и крестьян тоже.
«Повесть о Петре и Февронии» в авторском рукописном сборнике называется «житием», так как была написана в связи с канонизацией, то есть с причислением к лику святых, новых муромских чудотворцев в 1547-49 годах.Полное название произведения таково: «Повесть о житии святых новых чудотворцах муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Ефросинией. Благослови, Отче.» (перевод)
Источником для этого произведения послужили муромские легенды, которыми Муром славился. И эта фольклорная основа оказала на Ермолая сильное влияние Исследователи полагают, что прототипом героя повести, князя Петра, мог быть князь Давид Юрьевич, правивший Муромом в начале 13 века, непосредственно перед нашествием полчищ Батыя.
Показательно, что «Повесть…» не была включена в «Великие Четьи - Минеи» митрополита Макария, ибо высшие церковные власти были недовольны. А рядовые читатели размножили списки и с интересом читали.
В 60-е годы писатель принял монашество под именем Еразм и покинул Москву. Почему он это сделал, достоверно не известно. Не попал ли он в опалу, подобно другим деятелям государства и церкви из окружения Ивана IV? Или решил предупредить свою опалу? Возможно, эти скупые сведения можно пополнить, вчитываясь в «Повесть о Петре и Февронии Муромских»: здесь отразился внутренний облик автора.
Дома вы прочитали произведение в том варианте, в каком оно представлено в учебнике. Но, к сожалению, текст дан не полностью. Отсутствует в школьном варианте вступление, которое по сути представляет собой настоящий богословный трактат: о Боге, создании мира и человека, Христе и крещении. Основной же текст, и он почти полностью представлен в учебнике, не что иное, как переложение фольклора.
Жанр произведения (рассказ учителя и аналитическая беседа)
-«Повесть о Петре и Февронии»- особое произведение. Известно , что Метрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в «Сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.
Я напомню вам полное название этого произведения «Повесть о житии святых новых чудотворцах муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, нареченного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, нареченной во иночестве Ефросинией. Благослови, Отче.»
-Скажите, какие два жанра заявлены уже в самом названии произведения? (повесть, житие)
-Скажите, на какие произведения устного народного творчества похоже это произведение? (сказка)
-Итак, черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказка, повесть, житие)
Какие виды сказок вам известны? (волшебные, бытовые, о животных)
3.Групповая работа (заполнение таблицы на доске и в тетради)
(Класс делится на 3 группы. Каждая из групп получает задание найти в «Повести о Петре и Февронии» черты жанров ,присутствующих в произведении.
После ответов учащимися заполняется таблица (Слайд 14-20)
1 группа– сказка
Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.
Черты сказки:
Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»
Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.
Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.
Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.
2группа - житие
Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.
Жития имели определенную структуру:
Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.
Завершалось житие похвалой святому.
«Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.
Черты житийного жанра:
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»
Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).
Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).
В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.
Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).
3 группа -повесть
Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:
Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.
Герои повести – реальные люди.
Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.
Детали.
Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.
На первый план выдвигается личность крестьянки
Тема социального неравенства
История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.
Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.
Итак, каков жанр уэтого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?
4. Вывод(СЛАЙД21)
Делается вывод по определению жанра(запись в тетради): в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.
Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.
Вот почему это произведение не было включено в сборник. Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.( На первый взгляд граница между биографией и житием едва уловима. Но в христианской традиции не случайно принято говорить не о биографии святых, а об агиографии. В этом слове мы узнаём тот же корень, что и в слове “биография” — графия (писать), но, в отличие от слова биос (жизнь), агиос по-гречески значит святой. Следовательно, агиография — описание святости. )
V. Рефлексия.
- Удалось ли мне сегодня вызвать у вас интерес к древнерусской литературе?
- Чем сегодняшний урок был полезен и интересен лично для каждого из вас?
- Захотелось ли кому-то продолжить знакомство с данным произведением и с другими произведениями «старины глубокой»?
VI.Домашнее задание
Работа в группах
1гр.- характеристика Петра
2.гр. –характеристика Февронии
3.гр- словарная работа
Использованная литература
Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.138
Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
4. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
5.интернет -ресурсы