Просмотр содержимого документа
««Жильцы старого дома». К. Г. Паустовский»
Тема: К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».
Цели урока: совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведения Задачи: формирование умение сжато излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев
-развитие воображения, памяти, речи учащихся
-прививать любовь к животным,воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».
План урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Работа по теме:
Выборочное чтение и анализ
Работа в парах
Физ. Минутка
Закрепление:
Игра «Три ашыпки»
Составление синквейна
Кластер
Подведение итогов, оценивание
Домашнее задание
Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Сегодня, дети, у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу и гостям подарим частичку тепла своей души.
Речевая гимнастика (слайд №1):
Как у котика усы
Удивительной красы
Глаза смелые
Зубки белые
Выйдет котя в огород
Всполошится весь народ,
И петух, и курица
С деревенской улицы.
Актуализация знаний.
- Героем какого произведения является кот? (Кот-Ворюга, Жильцы старого дома)
- Кто автор? (К. Г. Паустовский)
- Мы сегодня продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома".
- С биографией и творчеством писателя мы познакомились на прошлом уроке. А сейчас мы вспомним ее по ключевым словам и датам. (слайд №2)
1892 – 1968 гг.
Киевская гимназия
Московский университет
Военный корреспондент
1965 г.
(дополнительно ученик: К. Г. Паустовский – известный русский писатель. На его необычную жизнь пришлось две войны. В первую Мировую войну он служил на санитарном поезде. Во время Второй Работал военным корреспондентом. Это его очень увлекало, и после войны он решил продолжить литературную деятельность: стал писателем. Его произведения связаны с природой. Он считал: именно через мир природы можно лучше понять мир человека)
- Поэтому особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о животных для детей. Среди них «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-Ворюга», которые вы можете взять в библиотеке и почитать.
- Произведение «Жильцы старого дома» является сказкой или рассказом? (рассказом, т.к. рассказывается правдивая история, воспоминания писателя о старом доме).
а) подобрать синонимы к выражениям (проверка по слайду №3)
б) составить рассказ про кота Степана
в) составить рассказ про щенка Фунтика
4. Работа по теме.
- Работать над рассказом будем по плану (дети составляют план, выходит план на слайде № 4), а также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстанет со страниц своего рассказа К. Паустовский.
- С чего начинается рассказ? (чтение первого абзаца)
- Для кого начались неприятности? Почему?
- Давайте сравним две клички. (слайд №5)
А) работа в парах
- Подберите черты характера каждому герою. (проверка по слайду №6)
- От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)
- Но оценка событий идёт с точки зрения кота.
- Что же спокойного степенного кота заставило усмехнуться?
чтение эпизода с петухом (слайд №7)
- Знал ли Фунтик, что петух разозлится? А кто знал?
- Автор пишет что чувствует Степан (недовольство, Фунтик – обиду, Петух – возмущение)
- Откуда он это знает?
(он – человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей)
- С каким новым героем связаны воспоминания автора о дождливых днях и вечерах в старом доме (с лягушкой)
- Какие чувства испытывали к ней жильцы? Почему? (слайд №8)
- Что она могла видеть, по мнению автора? Прочтите описание.
- Что хотел этим показать автор? (что за обычными вещами скрывается «тайна», которую должен увидеть и понять читатель)
- Многие люди любят смотреть на огонь и о чём-либо думать. Давайте и мы посмотрим. (Видео №1)
- О чём вы думали? (ответы детей)
- Особенной таинственностью обладают старые вещи. Как о них говори Паустовский?
Чтение отрывка
- Какой приём использует автор? (олицетворение)
- Зачем он одушевляет их? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам)
- Зачем на чердаке устраивают раскопки? (старые вещи могут рассказать о многом)
- А вы дома перебираете старые вещи?
- Представьте себе, что вы нашли старый бабушкин магнитофон и нажали кнопку
5(Физ. Минутка (Видео №2))
- Какая старинная вещь привлекла внимание автора? Кто её сделал?
- Почему автор рассказывает о мастере, словно хорошо его знает? (он начитан, знает о Шотландии, о людях этой страны)
- Это говорит о том, что писатель был образованным человеком.
- С того момента таинственный мастер стал жильцом этого дома.
- Какой эпизод наиболее образно подчеркивает присутствие мастера? (когда шкатулка вдруг заиграла, словно мастер сам ее завёл) (Видео №3)
- Как назвать этот эпизод? (кульминацией, точно наивысшего напряжения)
- Автор воспринимает это как маленькое чудо. Не случайно он так нестандартно заканчивает свой рассказ.
6. Индивидуальная работа по тексту:
А) игра «Ашыпки» (Слайд №9) (проверка, оценивание)
Б) Групповая работа, составление синквейна по иллюстрациям. (проверка)
В) Составление кластера по Паустовскому (на доске)
7. Подведение итогов, оценивание
- Чему учит произведение Паустовского ?(Пписатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома.
В чём основная мысль рассказа? (умению увидеть и понять в обычном тайное, любить природу, ведь через мир природы можно лучше узнать мир людей)
- В старом доме живут такие разные герои, можно сказать, что и люди, живущие на планете Земля тоже разные?
- Как следует жить в доме? Составьте правила (дружно, уважать мнение других, не обижать слабых, уступать старшим, заботиться не только о живом, но и о вещах)
Тест (индивидуальная работа. Слайд №10)
8. Домашнее задание
- Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.
9. Рефлексия (слайд №11)
-я на уроке узнал…
- мне понравилось
- мне было трудно понять
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.
Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.