kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знай: тебя зовут…( по роману Ч. Айтматова "Буранный полустанок")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать патриотические чувства и историческую память, активную жизненную позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знай: тебя зовут…( по роману Ч. Айтматова "Буранный полустанок")»



Амитова Айгуль Алшынбаевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с творчеством Чингиза Айтматова на примере отрывка из романа "Буранный полустанок".


2.Учить определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов.


3.Формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения.

Воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа.


Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, родословные, составленные детьми, пословицы и поговорки, словарь литературоведческих терминов, подготовленная к уроку презентация.

Ход урока

Урок начинается с просмотра видео, когда младенцу пожилой человек в ухо произносит имя… Знай: тебя зовут…

Вступительное слово учителя:

-Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? (Звучат разные ответы детей, мы не комментируем их, только выслушаем).

-Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию оно в себе несет?

(Имя человека связывает его невидимыми нитями с историей его семьи, его народа, его Родины).

Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни, - нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших.

-Если вы знаете историю своего имени, расскажите ее. (Выступления детей. Часто дети говорят о том, что их назвали в честь бабушки или дедушки, рассказывают об этих людях)

-А может быть можно прожить, не зная всего этого?(среди ответов звучит и такой: "Можно".

-Может быть и можно прожить и без этого. Но как? Не случайно в Казахстане существует поговорка: " Знать своих родственников до седьмого колена»

-Поднятая нами проблема волнует многих. Об этом первый роман Чингиза Айтматова

"Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"). Органичной частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение.

-Давайте подумаем, о чем эта легенда, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть.

-Но прежде, чем говорить о произведении, познакомимся с биографией писателя.

(Сообщение ученика. Для иллюстрации используются слайды презентации).

Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним, что называется легендой? (работа со словарем литературоведческих терминов).

-Приведите примеры, доказывающие, что перед нами легенда.

-Текст прочитан вами. Давайте определим его композицию.

(Проверка дифференцированного домашнего задания: "сильным" учащимся было предложено составить цитатный план. Такие планы составили ученики в нашем классе:

План.

1. Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство. ("Чудовищная участь ждала тех, кого жуньжуаны оставляли у себя в рабстве")

2. Манкурт- человек без роду, без племени, с отсутствием памяти. ("Манкурт не осознавал себя человеческим существом")

3. История сына Найман -Аны Жоламана. ("Сын отправился с первым походом, чтобы отомстить за отца")

Найман -Ана - мать Манкурта. ("Найман - ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха - манкурта и не убедится, что то не ее сын"

Путешествие Найман - Аны в Сарозекские степи .("Найти человека в Сарозеках дело трудное, человек здесь - песчинка")

Встреча с сыном. ("Вспомни, ты чей? Как твое имя?")

Смерть Найман - аны. ("Не стреляй?" - успела вскрикнуть она).

Сопоставление двух планов.

- Выявим темы, раскрываемые автором:

1. Тема человеческой жестокости - перескажите близко к тексту (можно зачитать) историю людей, превращающихся в манкуртов.

Манкурт- это :.

2. Тема материнской любви. Попробуем перевоплотиться и рассказать о материнских страданиях от лица героини. Обязательно ответьте на вопрос: а почему Найман - ана пошла искать своего сына. На что она надеялась? Что сказала она своему сыну - манкурту в исступленном горе и отчаянии?

- Выразительное чтение отрывка - плача матери.

3. Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой. Вначале урока мы задали себе вопрос: а может можно жить и без памяти?

Как отвечает на этот вопрос Айтматов?

- Чтение отрывка - по ролям - разговор матери с сыном.

- История манкурта опоэтизирована автором. Читается она как песня. Давайте посмотрим, в чем же сила айтматовской прозы?

Со своим небольшим исследованием выступает ученик.

Несколько ребят нарисовали свои иллюстрации к этой легенде. Расскажите, какие эпизоды вдохновили вас на создание к ним иллюстраций? (Выступление учеников).

Чингиз Айтматов так сформулировал свое творческое кредо: "Самые возвышенные и самые простые материи, которыми оперирует литература, в конечном счете должны возрождать все лучшее в нас, в людях. А это значит способствовать воспитанию в человеке добра, раздумий о разумном и справедливом устройстве жизни на земле, раздумий о судьбе современного человека, о его настоящем и будущем".

-Как данное высказывание относится к легенде о манкурте.

- Слово учителя о том, что человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Возвращаемся к первым минутам урока. Почему существует обычай произносить азан и нарекать именем у мусульман? Рассуждения учащихся на эту тему и будет итогом урока.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: "О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день".



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Знай: тебя зовут…( по роману Ч. Айтматова "Буранный полустанок")

Автор: Амитова Айгуль Алшынбаевна

Дата: 07.02.2017

Номер свидетельства: 388835


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства