Просмотр содержимого документа
«Знай: тебя зовут…( по роману Ч. Айтматова "Буранный полустанок")»
Амитова Айгуль Алшынбаевна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с творчеством Чингиза Айтматова на примере отрывка из романа "Буранный полустанок".
2.Учить определять сюжетно-композиционные особенности произведения, выявлять своеобразие художественных образов.
3.Формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям произведения.
Воспитывать понимание необходимости знания истории семьи и истории своего народа.
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, родословные, составленные детьми, пословицы и поговорки, словарь литературоведческих терминов, подготовленная к уроку презентация.
Ход урока
Урок начинается с просмотра видео, когда младенцу пожилой человек в ухо произносит имя… Знай: тебя зовут…
Вступительное слово учителя:
-Почему в такой страшный момент жизни, когда никто не знал, останется ли он в живых, для героини было важно, чтобы ее сын запомнил свое имя? (Звучат разные ответы детей, мы не комментируем их, только выслушаем).
-Подумайте, что заключает в себе имя человека, какую информацию оно в себе несет?
(Имя человека связывает его невидимыми нитями с историей его семьи, его народа, его Родины).
Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни, - нравственно богатая семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших.
-Если вы знаете историю своего имени, расскажите ее. (Выступления детей. Часто дети говорят о том, что их назвали в честь бабушки или дедушки, рассказывают об этих людях)
-А может быть можно прожить, не зная всего этого?(среди ответов звучит и такой: "Можно".
-Может быть и можно прожить и без этого. Но как? Не случайно в Казахстане существует поговорка: " Знать своих родственников до седьмого колена»
-Поднятая нами проблема волнует многих. Об этом первый роман Чингиза Айтматова
"Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"). Органичной частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение.
-Давайте подумаем, о чем эта легенда, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть.
-Но прежде, чем говорить о произведении, познакомимся с биографией писателя.
(Сообщение ученика. Для иллюстрации используются слайды презентации).
Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним, что называется легендой? (работа со словарем литературоведческих терминов).
-Приведите примеры, доказывающие, что перед нами легенда.
-Текст прочитан вами. Давайте определим его композицию.
(Проверка дифференцированного домашнего задания: "сильным" учащимся было предложено составить цитатный план. Такие планы составили ученики в нашем классе:
План.
1. Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство. ("Чудовищная участь ждала тех, кого жуньжуаны оставляли у себя в рабстве")
2. Манкурт- человек без роду, без племени, с отсутствием памяти. ("Манкурт не осознавал себя человеческим существом")
3. История сына Найман -Аны Жоламана. ("Сын отправился с первым походом, чтобы отомстить за отца")
Найман -Ана - мать Манкурта. ("Найман - ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха - манкурта и не убедится, что то не ее сын"
Путешествие Найман - Аны в Сарозекские степи .("Найти человека в Сарозеках дело трудное, человек здесь - песчинка")
Встреча с сыном. ("Вспомни, ты чей? Как твое имя?")
Смерть Найман - аны. ("Не стреляй?" - успела вскрикнуть она).
Сопоставление двух планов.
- Выявим темы, раскрываемые автором:
1. Тема человеческой жестокости - перескажите близко к тексту (можно зачитать) историю людей, превращающихся в манкуртов.
Манкурт- это :.
2. Тема материнской любви. Попробуем перевоплотиться и рассказать о материнских страданиях от лица героини. Обязательно ответьте на вопрос: а почему Найман - ана пошла искать своего сына. На что она надеялась? Что сказала она своему сыну - манкурту в исступленном горе и отчаянии?
- Выразительное чтение отрывка - плача матери.
3. Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой. Вначале урока мы задали себе вопрос: а может можно жить и без памяти?
Как отвечает на этот вопрос Айтматов?
- Чтение отрывка - по ролям - разговор матери с сыном.
- История манкурта опоэтизирована автором. Читается она как песня. Давайте посмотрим, в чем же сила айтматовской прозы?
Со своим небольшим исследованием выступает ученик.
Несколько ребят нарисовали свои иллюстрации к этой легенде. Расскажите, какие эпизоды вдохновили вас на создание к ним иллюстраций? (Выступление учеников).
Чингиз Айтматов так сформулировал свое творческое кредо: "Самые возвышенные и самые простые материи, которыми оперирует литература, в конечном счете должны возрождать все лучшее в нас, в людях. А это значит способствовать воспитанию в человеке добра, раздумий о разумном и справедливом устройстве жизни на земле, раздумий о судьбе современного человека, о его настоящем и будущем".
-Как данное высказывание относится к легенде о манкурте.
- Слово учителя о том, что человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Возвращаемся к первым минутам урока. Почему существует обычай произносить азан и нарекать именем у мусульман? Рассуждения учащихся на эту тему и будет итогом урока.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: "О чем заставила меня задуматься легенда о манкурте из романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день".