Просмотр содержимого документа
«Использование организационных моментов на коррекционных занятиях учителя-логопеда для развития психических процессов у дошкольников с ОНР»
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволяет сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей:
- недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости), а пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез,
классификация. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.
- ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
- низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
- низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
- слабое понимание переносного смысла пословиц и поговорок;
- часто невозможность мотивации своего способа действия (например, при выборе картинки в игре «4 лишний»);
- слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности и как следствие:
- отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).
Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в дальнейшей учебе неизбежно. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов.
В своей работе постоянно использую различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий:
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы)?
Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
«Глухой телефон»
«Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
«Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
Д/и «Посмотри, запомни и назови»
Д/и «Чего (кого) не стало?
Д/И «Что прибавилось, появилось?»
Д/И «Запомни что где находится – разложи картинки так же, найди пары среди перевёрнутых картинок и пр.»
Развитие слуховой памяти:
Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
Повтори слова в обратном порядке.
Послушай слова и скажи какое слово я пропустила при повторе? (упрощённый вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось?) Какое слово новое появилось?
«Пароль» (повторить пары слов, три, четыре слова).
Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
Д/у «Называем по цепочке» (в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т.д. с ориентировкой на зрительные образы).
Игра «Повторяй все упражнения за мной, но руки вверх не поднимай» (как пример).
Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия– буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
Д/и «Что перепутал художник?»
Развитие пространственного восприятия
Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
Повернись так, чтобы картинка, изображающая берёзу, оказалась сзади тебя. Где я нахожусь – справа или слева от тебя?
Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
Откуда показался самолёт (слева, справа)?
«Куда пойдёшь- что найдёшь. Направо пойду - … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
«Магический квадрат» и «Цветные квадратики» - выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
Систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.