Просмотр содержимого документа
««Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ЗПР в ДОУ»»
«Особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в ДОУ».
Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо его отдельных функций.
У детей с ЗПР в период дошкольного возраста часто отмечается нарушение звукопроизношения (в основном отсутствие и смешение звуков), бедный словарный запас (представленный в основном из существительных и простых глаголов). Чаще всего дети пользуются односложными ответами или короткими аграмматичными фразами. Они испытывают сложности в построении рассказа даже с опорой на наглядность.
Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.
Существует несколько основных направлений в работе с данными детьми:
развитие и совершенствование общей и ручной моторики;
развитие слухового восприятия, внимания, фонематического слуха;
формирование произносительных умений и навыков;
совершенствование лексических и грамматических средств языка;
развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта.
Развитие и совершенствование общей и ручной моторики проводится с использованием пальчиковых игр, коробов с крупами, су-джок шариков, а также разнообразных графических и творческих заданий. При проведении подгрупповых занятий по развитию речи и окружающему миру я часто использую приемы лепки, аппликации и рисования как один из методов закрепления изученного ранее материала. В конце занятия каждый из детей рассказывает о своей работе, что является хорошей речевой практикой.
Развитие слухового восприятия, внимания. Помимо классических методик и упражнений я использую нестандартное оборудование. Например, песочные столы, на которых мы пишем и разбираем слоги и слова. Плюс данного способа в том, что если ребенок допустил ошибку ее легко исправить, просто проведя ладонью по подсвечивающейся панели. К тому же работа на ней является хорошей альтернативой для детей с плохо развитой мелкой моторикой рук, левшей и детей с тремором.
Формирование произносительных умений и навыков ведется с опорой на наглядности (схемы и картинки), а также с использованием нестандартного оборудования (например, кубиков). Как только ребенку удается правильно произнести изолированный звук (например звук [Ш]), мы строим для него замок из кубиков. Данного рода игры являются не только интересным переключением на практическую деятельность, способствует закреплению изолированного звука в речи, но и является профилактикой истощения в ходе занятия.
Совершенствование лексических и грамматических средств языка. При работе над пополнением словаря я уделяю особое внимание пополнению не только количественному, но и качественному. Наполнению словаря глаголами, предлогами, прилагательными, союзами и т.д.
Развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта. В качестве дополнения к классическим методам развития связной речи я использую театральную игру (игры из фетра на липучках, деревянные наборы и наборы пальчиковых игр и пр.). Дети с ЗПР так же как и дети общеобразовательных групп участвуют в конкурсе театрального мастерства «В гости к сказке».