1. Орг. момент Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Раз, два повернись в тигра превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите как он грозно рычит. А сейчас изобразите самолет. Покажите как он гудит. Вы догадались какие звуки мы будем сегодня повторять? (Слайд № 1). Сегодня мы будем учиться находить, различать, не путать звуки р-л. (Слайд № 2). 2. Характеристика звуков [р],[л]. Покажите еще раз как рычит тигр. (Слайд № 3). Скажите, какой это звук? Согласный или гласный? ) Слайд № 4). А сейчас еше раз покажите как гудит летящий самолет. (Слайд № 5). Дайте характеристику звука [л]. (Слайд № 6). Скажите, ребята, пожалуйста, что общего у звука [р] и звука [л]? (Слайд № 7). Скажите, чем они отличаются? Правильно, ребята. Значит звук [р] отличается от звука [л] артикуляцией. 3. Обозначение на письме звуков [р], [л]. Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия. (Слайд № 8) Какой буквой на письме мы обозначаем звук [р]? (Слайд № 8). Из каких элементов состоит эта буква? Пропишите целую строчку буквы р в тетради. Какой буквой на письме мы обозначаем звук [л]? (Слайд № 9). Из каких элементов состоит эта буква? 4. Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах. Ребята, к нам в гости прилетел попугай Рома. (Слайд № 10). Он приготовил вам интересную игру, которая называется «Шифровка». (Слайды № 11-18). Ребята, вы все сделали правильно! Нарисуйте себе в тетради смайлик. А сейчас превратитесь в говорящих попугаев. Говори не торопись и смотри не ошибись! Повторяйте за мной слоги. (Слайд № 19). Попугай Рома улетел и присал вам смайлик. (Слайд № 20). Это значит, что все его задания вы выполнили правильно. 5. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах. К нам на занятие прилетел Карлсон, который живет на крыше. (Слайд № 21). Карлсон хочет знать умеете ли вы правильно писать его имя? Имя у него не простое. Чтобы не ошибиться в его написании, сначала составьте звуковую схему слова. А теперь, опираясь на звуковую схему слова напишите имя нашего гостя. Проверим, правильно ли вы написали имя нашего гостя? (Слайд № 22). Если вы написали имя Карлсона правильно, нарисуйте себе в тетради смайлик. Карлсон приготовил вам игру, которая называется «Вставь буквы р, л в слова».(Слайд № 23). А сейчас Карлсон предлагает вам поиграть в игру «Превращайки». (Слайды с № 24- 31). Замените первый звук в словах на звук [р]. Интересно, что же получится? Вы видете, как важно не путать звуки [р] и [л]. Стоит только заменить звук [л] на звук [р] и у слова получится совсем другое значение. (Слайд № 32). Ребята, Карлсон написал слова. Прочитайте их и скажите правильно ли они написаны? Найдите ошибки, исправьте их и запишите слова правильно в тетрадь. Подчеркните исправленные буквы. 7. Физкультминутка. А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. (Слайд № 33). Возле елочки зеленой Скачут, прыгают вороны. Из-за корочки подрались Во все горло разорались: «Кар-кар-кар-кар ». Вдруг собаки выбегают Ворон крикливых разгоняют. (2-3 раза). 8. Дифференциация звуков [р]-[л] в словосочетаниях. Ребята, Карлсону понравилось с вами играть и он приготовил вам еще несколько игр. (Слайд № 34). Подберите к словам из 1-го столбика, обозначающим признак предмета слова из 2-го столбика, обозначающим предмет. 9. Дифференциация звуков [р]-[л] в предложениях. А сейчас вам нужно составить предложение из слов. (Слайд № 35). Над, вертолет, лесом, летит. Сколько слов в предложении? Нарисуйте схему предложения в тетради. В каких словах есть звуки нашего занятия? Обозначьте их. Запишите предложение опираясь на схему в тетрадь. Проверим (слайд № 36). Если предложение записано правильно нарисуйте себе смайлик в тетради. Карлсон улетел и прислал вам смайлик. Значит вы ему очень понравились! 10. Дифференциация звуков [р]-[л] в скороговорках. Подойдите , пожалуйста, к столу, возьмите любую полоску бумаги, которая вам нравится. На полосках бумаги написаны скороговорки. Прочитайте скороговорку про себя, запишите ее в тетрадь и прочитайте вслух. «Читай, не торопись и смотри не ошибись»! Нарисуйте себе в тетради еще один смайлик. 11. Итог занятия. Итак, ребята какие звуки и буквы сегодня мы с вами учились находить, различать, не путать? (Слайд № 39). Сегодня, ребята , вы очень порадовали меня своими ответами. Вы были внимательными, старались не допускать ошибок, а если вы их допускали, то исправляли. Спасибо за работу! До новых встреч! | Дети здороваются, изображают рычащего тигра, произносят звук [р]. Затем изображая летящий в небе самолет, произносят звук [л]. Звуки и буквы р-л. Произносят звук [р]. Дают характеристику звука [р]: согласный, может быть твердым или мягким, звонкий, губы в улыбке, рот приоткрыт, язык наверху, прижимается к альвеолам, кончик языка дрожит. Дают характеристику звука [л]: согласный, может быть твердым или мягким, звонкий, губы в улыбке, рот приоткрыт, язык находится наверху, упирается в резцы верхних передних зубов, воздушная струя проходит по бокам языка. Звук [р] и звук [л] согласные, звонкие могут быть твердыми или мягкими. Когда мы произносим звук [р] кончик языка дрожит. А когда мы произносим звук [л] воздух проходит по бокам языка. Буквой р. Буква р состоит из двух палочек одной длинной и одной короткой с закруглением вверху и внизу. Дети прописывают в тетради букву р. Буквой л. Буква л состоит из 2-х одинаковых по высоте закругленных внизу палочек. Одна палочка закруглена внизу в левую сторону, а другая в правую сторону. Вверху эти палочки соединяются. Отгадывают шифровки попугая Ромы, записывают в тетради слоги. ра-ла ар-ал ро-ло ор-ол ру-лу ур-ул ры-лы ыр-ыл Дети повторяют за учителем слоги. Один ученик у доски составляет схему слова, остальные работают в тетрадях. Один ученик пишет слово на доске, остальные в тетрадях. (Работа с карточками) Дети по очереди выходят к доске, вставляют нужную букву в слова. Дети заменяют первый эвук в словах на звук [р] и у них получаются новые слова. Дети записывают в тетрадь исправленные слова, подчеркивают исправленные буквы. Дети ходят по кругу один за другим, прыгают, изображают крикливых ворон, разлетаются в разные стороны. (Работа с карточками) Дети подбирают составляют словосочетания: рябиновый лист, железный крючок, коричневая улитка, зеленая ящерица, любимое дерево. Вертолет летит над лесом. В предложении 4 слова. Дети в тетрадях рисуют схему предложения, затем записывают предложение в тетрадь, опираясь на схему. Дети записывают скороговорки в тетради, затем по очереди читают их вслух. Мы сегодня учились находить, различать, не путать звуки и буквы [р]-[л]. |