Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "Автоматизация произношения звука Р в чистоговорках и тексте «Два друга»."»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
с группой обучающихся 1-го класса,
имеющих фонетическое нарушение речи.
Учитель-логопед методического центра управления образования
администрации города Макеевки
Долматова Л.Д.
Тема: Автоматизация произношения звука Р в чистоговорках и тексте «Два друга».
Цели:
автоматизировать произношение звука Р в чистоговорках и тексте «Два друга»;
развивать фонематическое восприятие;
развивать умения подбирать родственные слова к слову «рыба»;
расширять словарный запас;
воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, заботливое отношение к животным.
Оборудование: таблички, тексты чистоговорок, предметные и сюжетные картинки, текст «Два друга».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Отгадайте загадку.
В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. (Рыба)
Закончите строки стихотворения в рифму, изменяя слово РЫБА.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как … рыбы.
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … рыбка.
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … рыбёшка.
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … рыбища.
«Эх, сорвался мой улов! –
Рассердился … рыболов. –
Рыба не клюёт никак,
Видно, я плохой … рыбак».
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … рыбачит.
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … рыбалка.
Вспомните все слова, родственные слову «РЫБА».
Какой звук повторяется во всех этих словах?
II. Основная часть.
1. Характеристика звука Р (согласный, звонкий, твёрдый).
2. Артикуляция звука Р (положение языка, губ, зубов, голосовые связки дрожат).
3. Фонетическая зарядка.
Львёнок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Помогите, покажите.
Громко, громко прорычите. (Ррррр)
Пропойте мелодию («В траве сидел кузнечик») любимой песни со слогами на звук Р:
РА-РА РА-РА РА-РА-РА
РЫ-РЫ РЫ-РЫ РЫ-РЫ-РЫ
РО-РУ РО-РУ РО-РУ-РУ
РУ-РО РУ-РО РЫ-РА
ТРА-РА-РА-РА-РА ТРА-РА-РА-РА-РА
ТРЫ-РЫ-РЫ-РЫ РЫ-РЫ-РЫ…….
4. Игра «Подбери рифму». Рассмотрите картинки, выставленные на доске, назовите их. На столе у логопеда тоже лежат картинки, но изображением вниз. Надо подойти к столу, поднять картинку, назвать ее и подобрать к ней в рифму картинку, выставленную на доске. Назвать рифмующуюся пару и составить с ней предложение или шуточное двустишие.
Например:
В огороде растёт петрушка, Летела чёрная ворона,
На дне морском лежит ракушка. В клюве у неё корона.
На базар летит комар, В лесу вырос мухомор.
Медный купит самовар. В огороде помидор.
Серые кролики надели на лапки ролики.
У Ромы рубашка, на рубашке ромашка.
Картинки:
трава-дрова корона-ворона петрушка-ракушка
ромашка-рубашка комар-самовар мухомор-помидор
костёр-боксёр грач-врач ролики-кролики
крышка-мартышка
5.Физминутка (движения по тексту стихотворения).
Начинаем бег на месте.
Финиш метров через двести.
Хватит, хватит – прибежали.
Потянулись, подышали.
Все мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети не ленитесь.
Поклонитесь, улыбнитесь
6.Работа над предложениями и чистоговорками по картинке. Рассмотрите картинку, назовите картинки со звуком Р. Сочините историю про бравых офицеров, пассажира Рому в ракете, крота Мирона, бобра Егора и чай из самовара.
Прочитайте или повторите чистоговорки от бобра Егорки (вместо картинок называйте слова).
7. Чтение текста «Два друга». После прочтения беседа по содержанию текста.
Два друга.
Юра живёт в городке. На окраине городка есть пруд. К нему ведёт тропинка по крутому обрыву. Каждое утро Юра идёт на пруд купаться. Его всегда провожает пёс Дружок. Дружок сидит и смотрит, как Юра купается в пруду. Когда Юра выходит из воды, Дружок прыгает в пруд и барахтается. Потом два друга радостные возвращаются домой к завтраку.