Учитель-логопед МАОУ гимназии №49 г. Тюмени Чирятьева Н.В.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
логопедического занятия с группой учащихся с ФФНР
ТЕМА: Дифференциация звуков с-ш.
ЦЕЛЬ: 1. Отработка четкого произношения и различения
звуков С-Ш в словах, предложениях.
2. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, наборное полотно, сигнальные карточки, цифровой ряд.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Включение речевого внимания и слуха.
- Отгадайте загадки: Бел как снег, в чести у всех
В рот попал, там и пропал. (Сахар)
Летит подушка круглая, наволочка резиновая,
Вместо пуха и пера – воздух. (Шина)
2.Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
«Заборчик – трубочка», «Блинчик – иголочка», «Чашечка», «Грибок», «Часики», «Качели».
3.Сообщение темы. Изолированное произнесение звуков, уточнение артикуляции:
| [С] | [Ш] |
Губы | в улыбке | рупором |
Язык | у нижних зубов | чашечкой |
Воздушная струя | холодная | тёплая |
Характеристика звуков:
[С] – согласный, твёрдый, глухой.
[Ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой.
Соотнесение с буквами:
С – Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Ш – На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
4.Работа по теме урока.
4.1. Определи наличие и место звука в слове (показать букву, выдвинуть цифру из ряда):
Каша, квас, косынка, макушка, краски, подушка, фокус, ландыш, слышу, спрошу, пушистый, старушка.
4.2Игра с перекидыванием мяча.
Один – много:
Сом – сомы письмо - письма
Коса – косы сумка - сумки
Спутник – спутники мешок - мешки
Аист – аисты катушка - катушки
Колесо – колеса шляпа – шляпы
Большой – маленький:
Стакан – стаканчик, кувшин – кувшинчик, миска – мисочка, стул – стульчик, сани – саночки, коляска – колясочка, скамейка – скамеечка, шапка – шапочка, подушка – подушечка.
Измени слова по образцу:
Ты носишь – я ношу ты просишь – я …
Ты спешишь – я … ты гасишь – я ….
Ты рисуешь – я … ты сыплешь – я …
Ты сеешь – я … ты пляшешь – я …
Ты откусишь – я … ты струсишь – я …
Ты месишь – я … ты косишь – я …
Ты взвесишь – я … ты пишешь – я …
4.3. Физминутка:
Дети поочередно подают команду:
Шашки на столе – руки вперёд
Шишки на сосне – руки вверх
Тени на стене – руки в стороны
4.4Работа в тетрадях. Ответь на вопрос одним словом, запиши ответ, подчеркни буквы С – Ш.
- Кто ведет поезд? (машинист)
- Что светит днём? (солнышко)
- Как называется человек, который пасёт стадо овец? (пастух)
- Чем покрыто тело собаки, кошки? (шерсть)
- Каким другим словом можно назвать маленькие баранки? (сушки)
- Дети послушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? (смешной)
- Как называют маленькие крапинки на лице? (веснушки)
Как называется дорога, по которой едут машины? (шоссе)
4.5Упражнение для тренировки внимания и зрительной памяти.
Рассмотреть картинки на наборном полотне – уши, весы, пушка, кукушка, самолёт, ландыш, самокат, калоши, носки, пылесос.
Запомнить и назвать слова только со звуком [с] (только со звуком [ш]).
5.Итог урока.
- Какие звуки мы учились различать?
- что вам понравилось на занятии?