Коррекционно – обучающие: уточнить артикуляцию звука [Л], закреплять артикуляцию в изолированном произношении и в слогах, словах и предложении; правильное произношение звука [Л] в слогах, словах, предложениях, скороговорках; упражнять в определении наличия звука [Л] в словах; расширять глагольный словарь.
Коррекционно-развивающие: совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата; развивать фонематический слух и фонематическое восприятия; развивать интонационную выразительность, развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику; развивать коммуникативные навыки.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость.
Оборудование: буквы, браслеты с изображением буквы Л, большая картинка с изображением буквы Л, символы для характеристики звука и чтения слогов, картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, схема предложения, иллюстрации и мнемодорожки к скороговоркам, заготовка для изготовления аппликации «цветок», шаблоны, листы цветной бумаги, клей, карандаши, ножницы, клеёнки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психолого – эмоциональный настрой.
Давай улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
II. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы отправляемся по волшебному лабиринту. В именах жителей этой страны, в названиях окружающих предметов есть звук Л. Мы будем закреплять наше умение правильно произносить звук Л.
- Чтобы отправиться в путешествие, нам нужны специальные браслеты. Получить его сможет тот, кто среди букв найдет букву Л. (на столе разложены буквы, дети находят нужную букву, логопед одевает браслеты). Можем отправляться!
Раз, два – потянись, Вокруг себя ты обернись, В лабиринте очутись.
III. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы научиться говорить этот звук наш язычок много тренировался.
Гимнастика проводится под музыку (диск: «Артикуляционная гимнастика под музыку.
- Выдыхание воздуха в бока с прикушенным кончиком языка.
- «Пароход гудит» - длительное гудение Ы-Ы-Ы с припущенным кончиком языка и «улыбкой» (попеременно шёпотом, тихо и громко).
IV.Произношение изолированного звука Л.
1. - Давай вспомним, как правильно нужно произносить этот звук. Совместно с детьми вспоминают, что при произнесении звука Л: губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; язык распластан лопаткой и его кончик поднят и прижат к верхним зубкам; боковые края языка опущены. Предлагаем ребёнку по очереди произнести звук Л-Л-Л многократно и отрывисто.
2. Игры на звукоподражание
- Давай споем песенку : ЛА-ЛА-ЛА
- Теперь мы можем петь как юла. Л – Л – Л - Л – Л – Л - Л - Л
- Гудеть, как самолет - Л – Л – Л - Л – Л – Л
АЛ – АЛ - АЛ – АЛ – АЛ ЫЛ – ЫЛ - ЫЛ ИЛ – ИЛ - ИЛ
3. Развитие фонематического слуха. Опознание звука из ряда других
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:
Л Д Ж Л В У П Р Л Т М Л
4. Опознание из слогов
- Топни ножкой, если услышишь звук Л:
ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ ИТ ИН ЕН ЕЛ УЛ УВ
V.Закрепление произношения звука Л в слогах.
ал – ал – ал - бал ал – ал – ал - мал
ал – ал – ал - вал ел – ел – ел - мел
VI. Закрепление произношения звука Л в словах.
1. Предметные картинки.
- Посмотрите, сколько всего интересного можно увидеть в этой удивительном лабиринте.
- Попробуйте догадаться, какой предмет я загадала.
А) Дикое животное (белка).
Б) Стеклянная посуда (бокал).
В) Инструмент для забивания гвоздей (молоток).
Г) Коробка для хранения драгоценностей (шкатулка).
Д) Весенний цветок (ландыш).
3. Игра «Ассоциации».
- Что может делать ландыш? (Расти, распускаться, вянуть, пить, засыхать, радовать, пахнуть, тянуться, качаться.)
- Что еще может расти? (Подсолнух, лук, лошадь, белка.)
- Для чего нам нужен лук? (добавлять его в блюда, для профилактики простудных заболеваний).
- Что еще нам понадобится на кухне? (молоко, вилка, бокал, стул, стол)
VII.Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
VIII. Закрепление произношения звука Л в предложении.
- Посчитайте сколько слов в предложении, которое я составила.
- Произнести предложение, выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. (Важное слово выделяю фишкой.)
Лёня забил молотком гвоздь.
Лёня забил молотком гвоздь.
Лёня забил молотком гвоздь.
Лёня забил молотком гвоздь.
IX. Закрепление произношения звука Л в скороговорках.
(Дети произносят скороговорки по мнемодорожкам.)
Лампа упала и сразу разбилась. Мышь испугалась и в угол забилась.
Кот убежал и забыл про дела. Лара осколки метлой подмела.
X. Игра «Собери цветок».
- Давайте оставим в волшебном лабиринте от нас подарок.
- Сделаем цветок, но необычный. Все лепестки будут разного цвета. В названиях оттенков лепестков должен быть звук Л.
На столе разложены листы цветной бумаги. Дети выбирают только те, в названиях оттенков которых есть звук [л]. (Желтый, салатовый, голубой, белый, золотистый).
Дети изготавливают цветок. Вырезают по шаблону лепестки и приклеивают.
XI. Итог.
Дарим подарок волшебный цветок.
- А вам на память о нашем путешествии остаются браслеты, чтобы вы всегда могли вернуться в лабиринт и никогда не забывали про звук Л.