Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы!
П – согласный. Согласными называются те звуки,
при произнесении которых есть преграда. Произнесите!
При произнесении П – преградой являются губы.
Обозначается он синим квадратом, потому что он твёрдый.
А теперь послушайте слова и определите какой первый звук: печка, пень, пила.
Звук [п’] – согласный, мягкий. Обозначается зелёным квадратом.
Девочку зовут Полина. В ее имени вы слышите звук [п] или [п’]?
А это ее брат, Петя. Его имя начинается со звука [п] или [п’]?
Полина и Петя поссорились. Не могут поделить игрушки. Предлагаю Полине дать игрушки, в названии которых есть звук П, а Пете, в названии которых есть звук ПЬ.
Детям раздаются картинки, на которых изображены: погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок, пират.
Динамическая пауза
Жил-был маленький гном (присели, встали)
С большим колпаком (вытянул и руки вверх, соединили ладони)
Он был путешественник-гном, (руки на пояс, шаги на месте)
На лягушке он скакал: (прыгаем)
Прыг-скок,ква-ква!
И на стрекозе летал: (машем руками)
Ух,высоко! (встали на носочки)
По ручью плыл в чайной чашке: (плывем любым стилем)
Буль-буль-буль!
Ездил он на черепашке: (руки на пояс, потопать на месте)
Топ-топ-топ! И, протопав все тропинки,
Он качался в паутинке, (качаемся из стороны в сторону)
Баю-бай! Баю-бай! Придет, (руки вверх, в стороны, вниз)
Гном опять в поход пойдет! (шаги на месте)
Из – за игрушек они больше ругаться не будут. Теперь давайте поделим между ними продукты, которые им отправила бабушка с деревни. Полине отдадим все продукты, которые начинаются на звук П, а Пете все продукты, которые начинаются на звук ПЬ.
Дети определяют первый звук в словах: перец, персик, помидор, печенье, пончик, пряник.
А теперь они должны выполнить домашнее задание, которые им учительница задала в школе. Давайте поможем им.
- Полине надо заменить первый звук слова на звук П: точка, тачка, карта, шелка, шелк, торт, мальчик, мост, кол.
- Пете надо заменить первый звук в слове на звук ПЬ: лекарь, лесенка, речка, лесок, лечение, зеленка, вила, медаль, лень, мир, мел.
8) Хлопните в ладоши, когда услышите звук П, топните ногой, когда услышите звук ПЬ в словах: пирог, почка, пугать, пеленать, плоский, писать, пушка, пирожное, пищать, пол, палатка, песня.
9) Звуки П и ПЬ на письме обозначаются буквой П.
Посмотрите из каких элементов состоит эта буква?
На что похожа эта буква?
10) Сложите букву П из счётных палочек.
Заключительная часть.
Ребята, мы разделили игрушки и продукты между Полиной и Петей, помогли выполнить домашнее задание. Теперь они не будут ссориться. Скажите на какой звук начинались названия игрушек и продуктов, которые мы отдали Полине? Как обозначается этот звук? На какой звук начинались названия продуктов и игрушек, которые мы отдали Пете? Как обозначается этот звук? А это какие звуки? (согласные) Почему? Отправляемся обратно в группу.