Предлагаемое пособие по развитию связной речи«Времена года» предназначено для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Времена года"»
Предлагаемое пособие по развитию связной речи«Времена года» предназначено для детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.
Содержание пособия: схемы-описания на каждый месяц определенного времени года.
Задачи пособия:
Формирование монологической речи – развернутых высказываний, композиционно и грамматически оформленных.
Усвоение детьми лексико-грамматических категорий русского языка.
Варианты работы по пособию (на примере лексической темы «Осень»):
Уточнить признаки осени по каждому месяцу
Сентябрь – листопадник
- солнце греет все меньше;
- дни становятся короче;
- деревья стоят разноцветные;
- начинается листопад;
- птицы улетают на юг: журавли, дикие утки, трясогузки и ласточки, грачи и скворцы улетят когда выпадет первый снег;
- звери меняют шкурки и готовятся к зимней спячке: белка – складывает в дупло орешки, ягоды и грибы; еж – прячет грибы; медведь – роет берлогу; мышка – тащит в норку колоски;
- время сбора урожая овощей, фруктов и хлеба;
- сбор грибов;
- насекомые спрятались под кору деревьев и уснули;
- праздник 1 Сентября – День знаний.
Октябрь – предзимье
- леденящие дожди;
- мокрый снег;
- месяц работы в саду (перекопка почвы, побелка стволов деревьев);
- закончился листопад и деревья стоят голые;
- первые морозы;
- урожай рябины;
- первое появление синиц и снегирей;
- рыбы прячутся на дно, зарываются в ил (караси, лини, сомы, лещи).
Ноябрь – месяц перволедья
- по-зимнему короткие дни;
- солнце низко как в январе;
- озера и реки покрываются льдом;
- прилет первых зимующих птиц: ворон, сорок;
- устойчивый снежный покров;
- конец линьки зверей;
- меньше корма в лесу – вывешиваем кормушки.
Угадать по схемам-описаниям начало, середину и конец осени.
Назвать по схемам-описаниям осенний месяц.
Определить по связному рассказу, о каком месяце идет речь.
Составить связный рассказ по конкретному месяцу (сентябрь, октябрь, ноябрь), по времени года целиком.