kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот конспект можно использовать на уроке по математике в 4 классе при закреплении темы "Многозначные числа". Так же при проведении внеурочных занятий по математике в 34 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"»

Внеклассное занятие по математике « Умники и умницы»

Тема: История возникновения числа и счета

4 класс

Будникова И.В.


Цели:

1. Развивать внимание, память, речь, мышление, познавательный интерес, способности к поисковой деятельности.

2. Расширять кругозор ребенка.

3. Тренировать навыки устных и письменных вычислений многозначных чисел.

4. Работать на успех ребенка.

5. Создавать условия для развития научно-исследовательского потенциала, интеллектуального роста младших гимназистов.


Ход занятия:

На нашем занятии мы будем заниматься исследованием от самых азов счета древних людей до современных многозначных чисел. Выясним, как же человек прошел этот путь. Сегодня мы с вами соисследователи, участвуем на равных правах, совместно. Вы все провели большую поисковую работу: искали, добывали, анализировали, обрабатывали информацию. В современном мире мы оперируем числами ежедневно, не слишком задумываясь о том, что они из себя первоначально представляли. Сегодня мы попытаемся проникнуть в суть числа, сделать невероятные открытия. Счет, числа связаны с наукой математика. Презентация об истории возникновения этой науки подготовил Карпенко Артём (презентация на экране, слайд 2-7).

Появилась Математика – царица всех наук. Она связана со счетом. А как же считали древние люди? С исследованием по этой проблеме нас познакомят Болгова Вика. (выступление)

Мы узнали, как считали древние люди. Длинный путь прошло человечество прежде, чем научилось считать, и учителем у них была сама жизнь. Вспомните, а как же вы научились считать? Кто вас научил?

Сейчас XXI век, мы считаем большими числами. А как называются эти числа? (многозначные) А зачем нам нужны многозначные числа?

Переходим к практической работе «Это интересно» (факты-данные на экране, слайд 8). Будем читать многозначные числа.

  • Удалённость Солнца от Земли – 149622070 км.

  • Длина реки Нил – около 6671502 м.

  • Длина одной из крупнейших рек мира Енисей – 4092306 м.

  • Площадь водной поверхности озера Байкал – 31722 км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.

  • Запасы воды в озере Байкал гигантские – 23615 км³ (около 19 % мировых запасов озерной пресной воды – во всех пресных озёрах мира содержится 123000 км³). 

  • Глубина Марианской впадины – 10994 м.

  • В зависимости от толщины волоса на голове у человека растет от 30000 до 150000 волос. Причем отмечено, что в среднем у блондинов примерно 120000 волос, у брюнетов 100000 волос, а у рыжих 80000 волос.

  • Самые большие из ныне живущих наземных млекопитающих – слоны. Самый крупный из слонов имеет вес – 12028 кг.

  • Диаметр планеты Земля – 12756003 м.

  • В России проживает – 142897000 человек.

Что обозначает ноль в записи многозначного числа? (отсутствие разряда)

А как же произошло открытие нуля? Исследование по этой проблеме провела Александрова Ксения. (презентация на экране, слайд 9)

А сейчас мы проверим, как вы научились проводить различные вычисления с многозначными числами. На доске задания для вторых и четвертых классов.

2 класс

4 класс

3, 1, 9

3, 0, 9, 5, 4, 7

Из этих цифр составить наименьшее и наибольшее трехзначное число. Найти их сумму и разность.

Составь наименьшее и наибольшее шестизначное число. Найти их сумму и разность.



139+931=1170

931-139=792

304579+975430=1380009

975430-304579=670851

Мы составляли из цифр числа. Следующая проблема, которая требует решения – Как появились первые цифры? Как древние люди обозначали числа? (презентация на экране)

  • Необходимость появления цифр – Долгов Степан

  • Вавилонская нумерация – Кулемин Кирилл (презентация, слайд 10)

  • Первые цифры древнего Египта – Маркова Вероника (презентация, слайд 11)

  • Римская нумерация – Елышев Богдан (презентация, слайд 12)

Практическая работа: чтение чисел записанных древними цифрами.

VI

XI

CXIV

MCII

XXX

DCLII

CCCLXXIV

6

11

114

1102

30

652

374


Запишите римскими цифрами записанные арабскими:

19

37

215

424

333

XIX

XXXVII

CCXV

CDXXIV

CCCXXXIII


Как называются цифры, которыми мы пользуемся в современном мире? (арабские) А кто знает, почему они так называются? (Арабы заимствовали у индийцев цифры, европейцы в свою очередь узнали от арабов. поэтому наши цифры называются арабскими. они употребляются в нашей стране, начиная, примерно, с 17 века)

Интересны различные методы обозначения чисел, которые мы сейчас увидим. В течении многих столетий, переходя от народа к народу, они много раз менялись пока не приняли современную форму.

Практическая работа с многозначными числами.

Ребята, а вы знаете французского автора Жюль Верна? Может кто-то из вас читал «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан»? Как будет называться его известный роман «20000 лье под водой» в международных единицах измерения (м и км)?

1 морское лье = 5555 метров

(ответ: 111100000 метров = 111100 километров)

Мы с вами работали с единицами измерения, переводили из одной величины в другую. Еще одна проблема, по которой проводилось исследование «Старинные измерения». Презентации:

Первые измерительные приборы –

Старинные меры длины – (презентация, слайд 13)

косая сажень (248 см), маховая сажень (176 см), сажень (213 см),

аршин (71 см), верста (500 саженей)

Практическая работа: а) Чему равна верста в сантиметрах? (106500 см = 1 км)

б) Вырази в метрах и сантиметрах высоту старинного терема, равную трем косым саженям (744 см=7м44см)

В современной литературе мы часто встречаем старинные измерения и крылатые выражения с ними связанные. Например:

Меряет на свой аршин (делает по-своему)

Верста коломенская (высокий человек)

В плечах косая сажень (широкоплечий человек)

Человечество шло вперед, появилась необходимость не только проводить измерения, но и взвешивать продукты питания. Огородникова Дарья провела исследование о старинных мерах веса. (презентация, слайд 14)

Гривна (фунт) = 409 грамм. Как и многие старинные меры слово фунт осталось в таких выражениях: Он узнал почем фунт лиха (много испытал).

В России употреблялись и более мелкие меры массы (лот, золотник, доля): Мал золотник да дорог.

Пуд = 16 кг. Измеряли урожайность, закупку сельхозпродуктов. Крылатое выражение – Он съел с ним пуд соли (многое пережили вместе).

Мы сегодня провели большую исследовательскую работу, сделали много открытий. Узнали, что в жизни человека число играет огромную роль. У каждого из нас есть различные числа, которые характерны только ему. Например, удостоверение личности, банковский счет, год, число, месяц рождения. Более того в компьютерном мире вся информация передается посредством числовых кодов.

Наши предки относились к числу с большим уважением. Считали, что число – магия, колдовство. Стрижов Семён исследовал магию числа 7. (выступление)

Наше занятие подошло к концу. Какие же интересные исследования провели, что узнали нового?

Занятие закончено, но впереди нас ждут большие исследования, которые ближе познакомят нас с интересной наукой математикой. В нашем занятии приняли участие абсолютно все, каждый побыл в роли исследователя. Большое всем спасибо!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное занятие по математике "Умники и умницы"

Автор: Будникова Ирина Владимировна

Дата: 27.09.2023

Номер свидетельства: 637339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Внеклассное занятие по математике «Умники и умницы» 4 класс"
    ["seo_title"] => string(59) "vneklassnoe_zaniatie_po_matematike_umniki_i_umnitsy_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "626942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1677847282"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "конспект внеклассного занятия "Умники и умницы""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "272474"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451991137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1860 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства