kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская программа курс 7-9 "Решение задач с модулем и параметром"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного курса определяет возникшие противоречия между  1) требованиями, предъявленными к знаниям и умениям по решению задач с параметрами и модулем и  реальным уровнем их сформированности у  учащихся  образовательных учреждений;   2) необходимость усовершенствования  обучения учащихся решению уравнений и неравенств с параметром и модулем и отсутствия научно-обоснованной методики обучения учащихся решению такого рода задач.                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа курс 7-9 "Решение задач с модулем и параметром"»



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1.КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ


Основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает точный и правильный подход ко всему образовательному процессу, приведение его в соответствие с требованиями времени.

Задачи с параметром и модулем традиционно представляют для учащихся сложность в логическом ,техническом и психологическом плане. Однако именно решение таких задач открывает перед учащимися большое число эвристических приемов общего характера ,применяемых в исследованиях на любом математическом материале. Кроме того, задачи с параметром и модулем обладают высокой диагностической и прогностической ценностью. Мы считаем, что обучать массово школьников решению уравнений и неравенств с параметрами вряд ли целесообразно, решению таких задач надо обучать специально. Учащиеся образовательных учреждений традиционно знакомятся при изучении математики с графическими методами решения уравнений, неравенств и их систем. Однако, в последнее время содержащиеся в контрольно-измерительных материалах ГИА И ЕГЭ задания (так называемые комбинированные уравнения) решения которых требует применения только функционально – графического метода вызывает у учащихся затруднений.

Итак, актуальность данного курса определяет возникшие противоречия между 1) требованиями , предъявленными к знаниям и умениям по решению задач с параметрами и модулем и реальным уровнем их сформированности у учащихся образовательных учреждений; 2) необходимость усовершенствования обучения учащихся решению уравнений и неравенств с параметром и модулем и отсутствия научно-обоснованной методики обучения учащихся решению такого рода задач.





1.2. МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Программа курса предназначена для учащихся 7-9 классов, рассчитана на 102 часа(34 часа в 7 классе,34часа в 8 классе, 34 часа в 9 классе). Преподавание курса предусматривается в рамках оказания платных дополнительных услуг.

Предлагаемый курс построен по принципам модульного дополнения действующего учебника А.Г Мордковича, естественным образом примкнет к курсу, углубляя и расширяя его. Курс предназначен для учащихся , выбравших для себя те области деятельности ,в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира.


1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА


Цель курса

-совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся на основе коррекции базовых математических знаний

-расширение возможностей учащихся в отношении дальнейшего профильного образования

Задачи курса:


-формирование у учащихся целостного представления о заданиях с параметрами и модулем, их значение в разделе математики и связь с другими задачами

- формирование поисково-исследовательского метода , аналитического мышления, развитие памяти, кругозора, умение преодолевать трудности при решении сложных задач

-осуществление работы с дополнительной литературой

-акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления различных видов заданий , включаемых в итоговую аттестацию в форме ГИА.

-охарактеризовать методы решения заданий с параметрами, выделить их гносеологические и деятельностные компоненты

-исследовать методические аспекты применения компьютерных технологий для обучения учащихся приемам решения уравнений и неравенств с параметрами и модулем.

1.4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение данного курса дает возможность учащимся:

- использовать базы данных, т.е. сведения которые уже имеются у решавшего задачу;

-освоить технологию, позволяющую структурировать решение задач с параметром и модулем;

- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.


1.5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся , при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, четко контролируя и направляя работу учащихся.

Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.

Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.

Технологии обучения: информационные, проектные, исследовательские. Занятия носят исследовательский характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний.


1.6. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ


Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.

Основные формы итогового контроля:

Практикумы по темам «Модели пространственных фигур. Позиционные построения» , «Метод ортогонального проектирования»,

« Координатно-векторный метод», «Вспомогательный параллелепипед», «Комбинации геометрических тел»; тестирование по теме «Итоговый контроль».

Показателем эффективности следует считать повышенный интерес к математике, творческую активность учащихся.






2.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ


1.Начальные представления о модуле ( 1 час)

Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация.


2.Способы решения заданий с модулем (3 часа)

Методы решения уравнений вида: |ах+в|=с, где с - любое действительное число, |ах+в|=|сх+д|.

Графическое решение неравенства |ах+в|≤с, где с – любое действительное число. Методы решения уравнений вида: |ах+в|+|сх+д|=т, |ах+в|+|сх+д|+пх=т. Методы решения неравенств вида: |ах+в|+|сх+д| сх+д|+ пхт. Методы решения неравенств вида: |ах+в|≤| сх+д|, |ах+в|≥| сх+д|, |ах+в|≤ сх+д, |ах+в|≥ сх+д. Метод замены переменной решения уравнений.



3. Задачи с модулем ( 18 часов)

Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Преобразование выражений, содержащих модуль. Решение уравнений и неравенств вида |х|= а, |ах+в|=0, |ах+в|≤0. Графики функций, содержащих модули. Построение графиков функций вида у=|f(х)|, у=| ах+в|, y= f|x|, |y| =f(x) b |y|=|f(x). Построение графиков функций, связанных с модулем. Квадратное уравнение и квадратное неравенство, содержащее абсолютную величину. Дробно- линейные уравнения, содержащие абсолютную величину .

Методы решения дробно-линейных уравнений с модулем


4.Начальные представления о параметре(2часа)

Понятие параметра. Примеры уравнений и неравенств с параметром. Понятие об уравнении с параметром. Что значит решить уравнение с параметром.




5.Способы решения задач с параметрами (16 часов)

Аналитический способ, графический, функциональный и функционально- графический. Сочетание графического и аналитического методов. Способ определения множества значений функции. Способ определения условий существования корней уравнения y=f(x;а) относительно х (считая переменные у и а параметрами этого уравнения) при сформированных требованиях к переменной у. Решение относительно параметра а равенства y=f(x;а).


6. Задачи с параметрами ( 27 часов)

Линейные уравнения и неравенства с параметром. Приемы построения графиков линейных функций с параметром. Решение систем линейных уравнений с параметром. Квадратные уравнения и неравенства с параметром. Соотношение между корнями квадратных уравнений. Исследование квадратного трехчлена. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от параметра. Задачи с параметром ,решаемые с помощью теоремы Виета. Системы квадратных уравнений и неравенств. Уравнения с параметром, приводимые к квадратным. Методы решения дробных уравнений с параметром в общем виде.

7.Задачи условного параметрического анализа (5 часов)

Расположение корней квадратного трехчлена относительно заданного множества чисел. 6 типов расположения корней квадратного трехчлена. Метод интегрального анализа.


8.Полный параметрический анализ соотношений с модулем (3 часа)

Алгоритм метода интегрального анализа. Условные схемы. Основное назначение условных схем заключается в освобождении соотношения от функции модуля путем перехода к равносильному множеству соотношений.


9.Полный параметрический анализ рациональных соотношений( 3 часа)

5 схем «освобождения» от дроби. Несмотря на относительную громоздкость, логическая простота этих схем часто позволяет справиться с возникающими осложнениями.


10. Несколько решений одной задачи ( 8 часов)

Решение первое- метод интервалов;

решение второе- графическое в плоскости (х;а);

решение третье-метод нестандартных преобразований неравенств с модулем;

решение четвертое- графическое в плоскости (х;у);

решение пятое- относительно параметра.

Решения первое и третье являются аналитическими и обусловлены спецификой именно этой задачи и ей подобных. Учащийся после ознакомления со всеми решениями не должен устанавливать между методами какой-либо иерархии по эффективности их применения, поскольку, как известно, эффективность избранного пути решения зависит от постановки задачи.








3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Теорет.

Практ.

7 класс

1.Начальные представления о модуле. ( 1 час)

2.Способы решений заданий с модулем . ( 3 часа)

2.1

Аналитический способ

1

0,5

0.5


2.2

Функциональный и функционально-графический способ

1

0,5

0,5


2.3

Сочетание графического и аналитического методов решения уравнений

1

0,5

0,5

Практикум

3.Задачи с модулем. (10 часов)

3.1

Свойства модуля. Модуль, как расстояние

1

0,5

0,5


3.2

Линейные уравнения с модулем

3

1

2

Самостоятельная работа

3.3

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля

3

1

2


3.4

Приемы построения графиков линейных функций, содержащих переменную под знаком модуля

3

1

2

Практикум

4. Начальные представления о параметре. ( 1 час)

5. Способы решения задач с параметрами. ( 3 часа)

5.1

Аналитический способ

1

0, 5

0, 5


5.2

Функциональный и функционально-графический способ

1

0, 5

0, 5


5.3

Сочетание графического и аналитического методов решения уравнений

1

0,5

0,5

Практикум

6. Задачи с параметром.(9 часов)

6.1

Линейные уравнения с параметром

3

1

2


6.2

Линейные неравенства с параметром

3

1

2

Тестирование

6.3

Приемы построения графиков линейных функций с параметром

3

1

2

Практикум

7. Комбинированные задачи с модулем и параметром.( 3 часа)

8. Конструирование задач с параметром.( 3 часа)

9. Заключительное занятие. Решение уравнений, неравенств, содержащих модуль. Построение графиков функций на компьютере.

( 1час)







№ п/п

Наименование разделов

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

Теорет.

Практ.

8 класс

1.Начальные представления о параметре. ( 1 час)

2.Способы решений заданий с параметром. ( 3 часа)

2.1

Аналитический способ

1

0,5

0.5


2.2

Функциональный и функционально-графический способ

1

0,5

0,5


2.3

Сочетание графического и аналитического методов решения уравнений

1

0,5

0,5

Практикум


3.Задачи с параметром. (18 часов)





3.1

Решение систем линейных уравнений с параметром

2

0,5

1,5


3.2

Квадратные уравнения с параметром

2

1

1

Самостоятельная работа

3.3

Соотношения между корнями квадратных уравнений

1

0,5

0,5


3.4

Квадратные неравенства с параметром

2

1

1


3.5

Исследование квадратного трехчлена

1

0, 5

0, 5


3.6

Количество корней квадратного уравнения в зависимости от значений параметров

1

0, 5

0, 5


3.7

Задачи с параметром, решаемые с помощью теоремы Виета

1

0,5

0,5

Практикум

3.8

Системы квадратных уравнений

3

1

2


3.9

Системы квадратных неравенств

2

1

1

Практикум

3.10

Уравнения с параметром, приводимые к квадратным

1

0,5

0,5


3.11

Методы решения дробных уравнений с параметром в общем виде

2

1

1


4.Задачи, содержащие абсолютную величину(8 часов)

4.1

Квадратные уравнения , содержащие абсолютную величину

1

0,5

0,5


4.2

Методы решения квадратных уравнений с модулем

2

1

1

Практикум

4.3

Квадратные неравенства с модулем. Графическая интерпретация

2

1

1


4.4

Дробно линейные уравнения, содержащие абсолютную величину

2

1

1


4.5

Методы решения дробно-линейных уравнений с модулем

1

0,5

0,5

Самостоятельная работа

5. Конструирование задач с параметром и модулем.( 3 часа)

6. Заключительное занятие. Решение уравнений, неравенств, содержащих модуль. Построение графиков функций на компьютере. (1 час)









































Учебно-тематический план курса

9 класс


№ п/п

Темы

Учебное время, ч


Теория

Практика

Проект

Всего

Форма контроля

1.

Задачи условного параметрического анализа

0,5

1,5


2


1.1

Расположение корней квадратного трехчлена относительно заданного множества чисел.






2.

Полный параметрический анализ соотношений с модулем

1

2


3


3.

Условный параметрический анализ






3.1

Метод интервального анализа.

1

2


3

Практикум

4.

Полный параметрический анализ рациональных соотношений

1

2


3


5.

Графические методы решения задач с параметром

2

6

2

10


5.1

Вспомогательные области. Метод областей.

1

2



Практикум

5.2

Графическая интерпретация основных задач с параметром.

1

4

2



6.

Несколько решений одной задачи


6

2

8


6.1

Метод интервалов


1

0,5



6.2

Графическое решение


1

0,5


Самостоятельная

работа

6.3

Метод нестандартных преобразований с модулем


2

0,5



6.4

Решение относительно параметра


2

0,5



7.

Применение компьютерных технологий

2

2

1

5

Тестирование


Итого:

7,5

21,5

5

34











9. Литература

1. Алгебра. 7 класс. Часть 1. Учебник.  Мордкович А.Г.2013 год

2. Алгебра. 7 класс. Часть 2. Задачник.  Мордкович А.Г. 2013 год

3. Алгебра. 8 класс. Часть 1 .Учебник.  Мордкович А.Г.2013 год

4. Алгебра. 8 класс. Часть 2. Задачник. Мордкович А.Г.2013 год

5. Алгебра. 9 класс. Часть 1 .Учебник.  Мордкович А.Г.2013 год

6. Алгебра. 9 класс. Часть 2. Задачник. Мордкович А.Г.2013 год

7. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами.-Минск,1996.

8. Бессаров Н.И., Зяблин В.Н., Сохадзе Г.В. Математика в примерах и задачах. Методы решения и сборник заданий. Часть 2.-Новочеркасск: ЮРГТУ,2007.

9. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре

8-9. Москва. «Просвещение». 2001год.

10. Голубев В. Третий подход к решению одной задачи. Математика, 2006, №4.

11.  Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. «О параметрах – с самого начала».

12. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами.

-М.-Харьков:1998.

13.Дорофеев Г.В., Затахавай В.В. «Решение задач, содержащих модули и параметры».

14. Кузовлев А. Два подхода к решению одной задачи: как выбрать? Математика, 2006, №1

15. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 8.Алгебра 9

Дополнительные главы к школьному учебнику. Москва.

Просвещение .2001

16.  Марков В.К. «Метод координат и задачи с параметрами».

17.Тарасов В. Задача с дробно-линейной функцией и параметром.Математика,2009, №9

18. Уравнения и неравенства с модулями и методика их решения. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н, Москва, 2005

19.Применение метода эквивалентных преобразований для решения уравнений и неравенств. Методическое пособие для старшеклассников.

Сост.: С.П. Брабандер , А.В. Медведев.- Кемерово, 2000.


Самостоятельно постройте график функции





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская программа курс 7-9 "Решение задач с модулем и параметром"

Автор: Жукова Екатерина Александровна

Дата: 24.10.2018

Номер свидетельства: 481993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1500 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства