Данный элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно- ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10-11 классах. Функциональная линия просматривается в курсе алгебры, начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций, в курсе информатики они получают представление еще о целом ряде математических функций.В последние годы в связи с появлением новых форм итоговой аттестации обучающихся особенно важным становится творческое и осмысленное освоение идей функциональной зависимости.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Функции помогают уравнениям"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено:
ШМО учителей естественно-математических наук
Протокол №
От «____»__________20___
Руководитель ШМО
________(РусановаА.Н. )
СОГЛАСОВАНО:
зам. Директора по УВР
__________(ОвечкинаИ.Н.)
От «___»_________20____
УТВЕРЖДЕНО:
И.о.директора МБОУ «ИСОШ»
____________(КравченкоА.С.)
Приказ №____
От «___»__________20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса для учащихся 10 класса
«Функции помогают уравнениям»
основного общего образования
на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
Математика. 10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс/ авт.-сост. Ю.В. Лепёхин .- 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2011. – 187 с.
Составитель: Русанова Аксана Николаевна
учитель математики и информатики
первая квалификационная категория
с. Новоильинка, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс 10 класса «Функции помогают уравнениям» составлен на основе авторской программы заслуженного учителя РФ Ю.В. Лепехина: Математика. 10-11классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс/ авт..-сост. Ю.В. Лепёхин.- 2-е изд .-Волгоград: Учитель,2011.-187 с.; Учебного плана МБОУ «Ильинская СОШ» приказ № 1 от 28.08. 2015 г.;Положения о рабочей программе МБОУ «Ильинская СОШ» приказ № 1 от 28.08.2015г..
Данный элективный курс «Функции помогают уравнениям» является предметно- ориентированным и предназначен для расширения теоретических и практических знаний учащихся в 10-11 классах. Функциональная линия просматривается в курсе алгебры, начиная с 7 класса. Возникает потребность обобщить, дополнить и систематизировать вопросы, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций. Многие задания ЕГЭ требуют аккуратного применения вопросов, связанных с периодичностью функций, их монотонностью, нахождением промежутков убывания и возрастания, точек экстремума и экстремумов функций. К 11 классу у обучающихся накапливается существенный арсенал различных математических функций, в курсе информатики они получают представление еще о целом ряде математических функций.В последние годы в связи с появлением новых форм итоговой аттестации обучающихся особенно важным становится творческое и осмысленное освоение идей функциональной зависимости.
На ЕГЭ появились новые виды заданий, решение которых не возможно без усвоения свойств функций.
Элективный курс «Функции помогают уравнениям» ориентирован на изучение и применение разнообразных свойств функции при решении уравнений и неравенств.
В ходе изучения элективного курса значительное внимание нужно уделить самостоятельной работе учащегося. Поэтому в большинстве тем, предлагаемых для изучения, помещены материалы для самостоятельной работы учащегося.
Цель данного элективного курса – систематизация приемов использования свойств функций при решении уравнений и неравенств. Представить единым целым все вопросы, связанные с применением свойств математических функций при решении самых разнообразных математических задач.
Задачи курса:
овладение системой знаний о свойствах функций;
формирование логического мышления учащихся;
формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентация на профессии, существенным образом связанные с математикой формированию логического мышления учащихся;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗы;
повысить математическую культуру учащихся при решении уравнений и неравенств с использованием свойств функций.
Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся. Формальная цель данного элективного курса – подготовить выпускников средней школы к сдаче ЕГЭ и продолжению образования в вузах, где дисциплины математического цикла относятся к числу ведущих, профилирующих.
Программа рассчитана на изучение данного элективного курса в течении 34часов ( 1 час в неделю). Срок реализации рабочей программы – один год. В ходе изучения элективного курса значительное внимание нужно уделить самостоятельной работе учащихся. Формы самостоятельной работы должны быть разнообразны: тестирование, диагностические работы и.т.д..
Календарно – тематическое планирование
№ урока
Название темы
Кол – во часов
План. дата
Факт. дата
Примечание
1
Способы задания функции
1
03.09
2
Способы задания функции
1
10.09
3
Область определения и множество значений функций
1
17.09
4
Область определения и множество значений функций
1
24.09
5
Область определения и множество значений функций
1
01.10
6
Область определения и множество значений функций
1
08.10
7
Задачи на нахождение области определения и множества значений
1
15.10
8
Задачи на нахождение области определения и множества значений
1
22.10
9
Задачи на нахождение области определения и множества значений
1
29.10
10
Задачи на нахождение области определения и множества значений
1
12.11
11
Задачи на нахождение области определения и множества значений
1
19.11
12
Задачи на нахождение области определения и множества значений
1
26.11
13
Наибольшее и наименьшее значения функции
1
03.12
14
Наибольшее и наименьшее значения функции
1
10.12
15
Наибольшее и наименьшее значения функции
1
17.12
16
Наибольшее и наименьшее значения функции
1
24.12
17
Наибольшее и наименьшее значения функции
1
14.01
18
Наибольшее и наименьшее значения функции
1
21.01
19
Чётные и нечётные функции
1
28.01
20
Чётные и нечётные функции
1
04.02
21
Чётные и нечётные функции
1
11.02
22
Чётные и нечётные функции
1
18.02
23
Периодические функции
1
25.02
24
Периодические функции
1
03.03
25
Периодические функции
1
10.03
26
Периодические функции
1
17.03
27
Свойство монотонности функции
1
24.03
28
Свойство монотонности функции
1
07.04
29
Свойство монотонности функции
1
14.04
30
Свойство монотонности функции
1
21.04
31
Использование области определения функций при решении уравнений
1
28.04
32
Использование области определения функций при решении уравнений
1
05.05
33
Использование области определения функций при решении уравнений
1
12.05
34
Использование области определения функций при решении уравнений
1
19.05
Требования к уровню усвоения курса
В результате изучения данных тем учащиеся должны знать:
понятие функции;
способы задания функции;
методы решения более сложных задач, применяя характерные свойства функций (область определения и множества значений функции; четность и нечетность, периодичность функции; свойство монотонности функций)
решать задачи, связанные с областью определения функции, множеством значений, четностью и нечетностью функций, уравнения и неравенства с использованием свойств функций;
решать задачи на наименьшее и наибольшее значение функции;
строить графики функций с использованием свойств функций;
исследовать функцию по заданному графику.
Учащийся должен владеть:
анализом и самоконтролем;
исследованием ситуаций, в которых результат принимает те или иные количественные или качественные формы.
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств, систем уравнений с параметрами;
применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр;
проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
овладеть исследовательской деятельностью.
При решении задач данного курса одновременно активно реализуются основные методические принципы:
принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь;
принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы;
принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Математика.10-11 классы. Функции помогают уравнениям: элективный курс / авт.-сост. Ю.В. Лепехин. – Волгоград: Учитель, 2009. – 187с.
ЕГЭ 2012. Математика. ЕГЭ. 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В. Под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. М.: Экзамен, 2012 - 544 с.
ЕГЭ 2012. Математика. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. Высоцкий В.С. М.: Экзамен, 2011 - 316 с.
ЕГЭ 2012. Математика. 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С. Сергеев И.Н., Панферов В.С. М.: Экзамен, 2012 - 304 с.
Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник для общеобразоват. учреждений (профильный уровень) / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2007.
Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2: задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.
Подготовка к ЕГЭ по математике в 2015 году. Базовый и профильный уровни. Методические указания /И.В. Ященко,С.А. Шестаков, А.С. Трепалин.-М.: МЦНМО,2015-288 с..