Просмотр содержимого документа
«Избранные вопросы математики»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Избранные вопросы математики» для 11 класса составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ на 2018-2019 учебный год.
Учебного плана МБОУ Воробейнская СОШ на 2018-2019 учебный год.
Программа данного курса позволяет повторить и систематизировать знания обучающихся по решению различных задач, а также уделить внимание решению нестандартных заданий. Курс индивидуальных занятий представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражения в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Цель курса:
создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи курса:
создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Программа реализуется в 11 классе по 1 ч в неделю во втором полугодии учебного года. Всего на проведение занятий отводится 17 часов.
В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используется урочная форма.
Для реализации программы используется учебно – методический комплект, включающий:
1. Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 11 класса средней школы. М.: Просвещение, 1989. – 252 с. : ил.
2. ЕГЭ. Математика. Базовый уровень: типовые экзаменационные варианты: 30вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. -192 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
3. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. - 256 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
Содержание курса
Уравнения, неравенства и их системы (5 ч)
Основная цель – отрабатывать способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств и их систем.
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.
Преобразование выражений (2 ч)
Основная цель – отрабатывать способы преобразования дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических выражений.
Основная цель – формировать умение учащихся применять основные способы решения заданий с модулями и заданий, содержащих параметр.
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.
Производная и ее применение (4 ч)
Основная цель – отрабатывать способы применения производной к исследованию функций и построению графиков, для нахождения наибольшего и наименьшего значения и экстремумов функции.
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Планиметрия. Стереометрия (3 ч)
Основная цель – отрабатывать способы решения стереометрических задач, вызывают наибольшие затруднения у старшеклассников
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Избранные вопросы математики», 11 класс
№ п/п
Название тем
Количество часов
1.
Уравнения, неравенства и их системы
5
2.
Преобразование выражений
2
3.
Модуль и параметр
3
4.
Производная и ее применение
4
5.
Планиметрия. Стереометрия
3
ИТОГО
17
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1. А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Разноуровневые дидактические материалы. – М.: Илекса, 2002.
2. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
3. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б Кадомцев и др.] – 15-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006.
4. ЕГЭ-2018. Математика: типовые экзаменационные материалы: 10 вариантов/ под ред. А.Л. Симонова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2018.
5. Журнал «Математика в школе», рубрика «Готовимся к ЕГЭ».
6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2016: Математика/ авт.-сост. И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др. ; под. ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2016.
7. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
8. http://www. ege.edu.ru/ - официальный информационный портал единого государственного экзамена
9. http://mathege.ru. - Открытый банк заданий единого государственного экзамена по математике
10. www.problems.ru - База данных задач по всем темам школьной математики.
11. http://fipi.ru. – ФИПИ
12. ЕГЭ. Математика. Базовый уровень: типовые экзаменационные варианты: 30вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. -192 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
13. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018. - 256 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
14. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. - 256 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Тип урока
Вид контроля
Дата проведения
Примечание
план.
факт.
УРАВНЕНИЯ, НЕРАВЕНСТВА И ИХ СИСТЕМЫ (5 ч)
1.
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных уравнений и неравенств
Занятие – обсуждение
Наблюдение, обсуждение.
2.
Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств
Практическое занятие
Письменные работы учащихся
3.
Различные способы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств
Практическое занятие. Работа в парах
Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль
4.
Основные приемы решения систем уравнений
Практическое занятие. Работа в парах
Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль
5.
Решение уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем
Вынесение результатов работы на коллективное обсуждение
Самооценка и оценка товарищами.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ (2 ч)
6.
Преобразование степенных и тригонометрических выражений
Работа в парах.
Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль
7.
Преобразование показательных и логарифмических выражений
Практическое занятие. Работа в парах
Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль
МОДУЛЬ И ПАРАМЕТР (3 ч)
8.
Решение уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль.
Работа в парах.
Наблюдение, взаимоконтроль
9.
Решение уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр
Вынесение результатов работы на коллективное обсуждение
Обсуждение полученных результатов
10.
Функционально-графический метод решения уравнений, неравенств с модулем, параметром
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(212) "Рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе «Избранные вопросы математики при подготовке к ГИА» "
["seo_title"] => string(122) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-v-9-klassie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-pri-podghotovkie-k-gia"
["file_id"] => string(6) "165376"
["category_seo"] => string(10) "matematika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1422801364"
}
}