методическая тема:
«Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики»
Учитель математики Болчаровской СОШ Янкова Н. И.
2012 год
Перспективный план работы над темой
Год работы
Учебный год
Основной вопрос года
Задачи
Отметка о выполнении
1год
2008-2009
Изучение истории вопроса.
Частичное использование на уроках.
Подборка литературы.
Изучение, составление каталога литературы.
Литература 1.Классификация общеу-
чебных умений и навыков
(Н.А. Лошкарёв)
2.Сводная таблица конк-
ретных ОУУН, которыми
должны владеть учащиеся
3.Деятельность учителя для
успешного формирования ОУУН
Опробование
на уроках
2год
2009-2010
Опробование на уроках математики. Диагностика. Заполнение карт контроля учителя.
Совершенствование работы учителя. Изготовление дидактического материала. Разработать и показать открытый урок для учителей МО
Разработка
методических
рекомендаций ( памятки
для учащихся»Учись-учится»)
1.Как решать задачу
2.Составление плана ответа
3.Общий прием работы с
учебником по математике
4.Требования к ответу по геом.
5.Секреты запоминания
6.Как составить план
7.Как читать математич. книгу
8.Схема выполнения домашних
заданий
9.Работа над ошибками
10.Рецензия на ответ
Участие в методической
неделе «Формирование ОУУН
у учащихся»
геометрии в 11 классе
3год
2010-2011
Изучение результата. Диагностика познавательного интереса учащихся.
Повышение профессио-нальной квалифика-ции. Открытый урок по теме для учителей школы.
Отчёт о работе по теме
самообразования:
по теме на МО
геометрии в 7 классе
срезовая к. раб. 9,5,10кл.
4год
2011-
2012
Изучение результата. Анализ результатов внедрения.
Обобщение положительного опыта работы над темой. Выступление (доклад)
методической теме:
« Формирование общеучебных
умений и навыков на уроках
математики»: (семинар пр.№86-од от24.04.2014г. прил №5)
защищала результаты работы
по методической теме (анализ
мониторинга успешности-к.р.)
в 9 классе по геометрии
тема: "Решение практических
задач по теме площади фигур". (пр.№84-од от 17.04.2012г.прил
5год
2012-2013
Внедрение в учебный процесс.
Повышение профессиональной квалификации
мастер-класс для учителей МО
Обобщение положительного опыта работы над темой.
педагогическом совете
«Системно-деятельностный
подход -повышение качества
обучения»,
выступление-презентация
по теме «Метапредметные
умения и навыки»
Открытый урок в 6 кл. по
теме «Положительные и
отрицательные числа»
(пр.№358-од от 15.11.2013г)
обсудили на МО школы
разработать и провести
уроки , была экспертом.
Содержание работы:
1. Классификация общеучебных умений и навыков.
2. Сводная таблица конкретных ОУУН, которыми должны владеть учащиеся школы (Н.А.Вольнова).
3. Деятельность учителя для успешного формирования ОУУН.
1.Участие в методической неделе «Формирование ОУУН у учащихся (открытый урок геометрия 11 класс, самоанализ урока, содержание ОУУН, которые формировались на уроке).
2. Разработка методических рекомендаций (памятки для учащихся): «Учись учиться», «Как решать задачу», и т. д.
1. Участие в методической неделе «ИКТ на моём уроке» (открытый урок геометрия 7 класс, самоанализ урока, презентация к уроку).
2.Результаты применения на уроке опробованных форм, приёмов, методов.
1.Отчёт о работе по теме самообразования.
2.Открытый урок геометрия 9 класс, самоанализ урока.
3.Анализ результатов работы по теме самообразования
(результаты итоговой аттестации, срезовых работ, результаты анкетирования).
1. Результаты мониторинга обсудили на МО школы
2. Помогла учителям МО разработать и провести урок, была экспертом.
3. Провела мастер-класс : Открытый урок в 6 кл. по
теме «Положительные и отрицательные числа»
Самоанализ урока.
Деятельность учителя для успешного формирования ОУУН
Группа ОУУН
Умения и навыки
Деятельность учителя для успешного формирования ЗУН
Учебно-организационные
ОУУН
Организация рабочего места.
Выполнение правил гигиены труда.
Принятие учебной цели.
Выбор способов деятельности.
Работа консультантом.
Планирование организации контроля труда
Определение цели урока для себя и для учащихся.
Планирование выполнения заданий.
Нахождение рациональных способов решения.
Формирование навыков самоконтроля.
Учебно-интеллектуальные ОУУН
Учебно-информационные ОУУН
Сравнение.
Анализ.
Систематизация.
Обобщение.
Абстрагирование.
Моделирование.
Классификация.
Причинно-следственные связи.
Мысленный эксперимент.
Чтение текста.
Работа с учебником.
Практическая работа.
Работа с дополнительной литературой.
Работа со справочной литературой.
Усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера ,аудиозаписи.
Использование специальных форм, приёмов и методов работы на уроках.
Задания «Исключи лишнее».
«Дополни ряд».
«Объедини в группы».
«Установи соответствие».
«Составь схему (таблицу)» и т. п.
Обучение технике чтения.
Осуществление дифференцированного подхода при формировании навыка чтения.
Обучение продуктивным методам работы с книгой.
Составление плана, конспекта, тезисов по тексту.
Формирование навыка библиографической грамотности и умения пользоваться справочной литературой.
Использование дополнительной литературы по предмету.
Формирование умения составления таблиц, схем.
Использование диаграмм при объяснении, закреплении учебного материала.
Учебно-коммуникативные ОУУН
Письменная речь : конспектирование, умение писать сочинение ,умение писать изложение, записывать под диктовку правильно оформлять работу.
Устная речь : умение пересказывать,
отвечать на вопросы, рецензировать ответы других учащихся, рассуждать, описывать явления, действия и т. п..
Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя;
Задавать вопросы на понимание, обобщение.
Включение ученика в диалог обсуждения проблемы.
Развитие монологической речи учащихся.
Совершенствование техники письма.
Развитие умения слушать собеседника и делать по ходу объяснения.
Развитие умения читать текст учебника.
Классификация общеучебных умени и навыков
(Н.А. Лошкарёва)
Учебно-организационные ОУУН
Организация рабочего места
Выполнение правил гигиены учебного труда
Принятие учебной цели
Выбор способов деятельности
Работа консультантом
Планирование организации контроля труда
Учебно-интеллектуальные ОУУН
(Овладение приёмами умственной деятельности)
Учебно-коммуникативные ОУУН
Устная речь 1. Пересказ 4.Описание
2. Рассуждение 5. Ответы на вопросы
3. Рецензирование
Письменная речь 1. Конспектирование 4.Запись под диктовку
2. Изложение 5. Оформление работ
3. Сочинение
Учебное слушание 1. Выделение главного
2. Постановка вопроса
3. Выслушивание собеседника, учителя
Учебно-информационные ОУУН
Способы 1.Чтение текста
2.Работа с учебником
3. Практическая работа
получения 4.Работа со справочной литературой
5. Работа с дополнительной литературой
знания 6. Усвоение информации с помощью:
видеотехники, компьютера, аудиозаписи
Сводная таблица конкретных ОУУН, которыми должны владеть учащиеся школы
(Н.А.Вольнова, доцент Института повышения квалификации г. Москва)
Учебно-организационные умения и навыки
5 класс
7 класс
9 класс
класс
1. Самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности предметов.
2 .Использовать наиболее рациональные способы выполнения того или иного учебного задания, предварительно показанного учителем.
3. Осваивать разные способы контроля хода и результатов выполнения учебных заданий.
4. Уметь работать в группе учеников на уроке и вне его.
1. Сознательно выбирать наиболее рациональные способы выполнения учебного задания.
2. Овладеть содержанием работы консультанта по предмету.
1. Планировать учебную и самообразовательную деятельность с учётом рекомендаций учителя.
2. Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей учебной и самообразовательной деятельности.
1. Уметь руководить учебной работой своей группы в классе.
2. Владеть умениями и навыками учения и самообразования.
Учебно - коммуникативные умения и навыки ( навыки устной и письменной речи)
5 класс
7 класс
класс
11класс
2.1.Вести диалог по изучаемым на различных предметах учебным темам с использованием средств наглядности или без них.
2.2. По плану пересказывать подробно, сжато или выборочно содержание учебных тестов.
2.3. Освоить новый вид письменных работ: отзыв на прочитанную книгу.
2.4. Темп письма 60 знаков в минуту.
2.1.Строить сообщения на основе типового плана.
2.2. Составлять связанные тексты типа индивидуальной или сравнительной характеристики.
2.3.Владеть основными видами письменных работ.
2.3. Темп письма—80-100 знаков в минуту.
2.1. Связно излагать материал из нескольких источников по самостоятельно составленному плану.
2.2. Обоснованно выбирать тип ответа: план, тезисы, таблицы, графики.
2.3. Использовать основные виды письменных работ: списывание, диктант, изложение, сочинение, план, тезисы.
2.4. Уметь составлять конспект, писать отзыв, заметку, объяснение, заявление, автобиографию.
2.1. Уметь аргументировать свои высказывания.
2.2. Логично излагать материалы межпредметного характера.
2.3. Уметь свёртывать и развертывать учебную информацию, рецензировать учебный материал, ответ ученика.
2.4. Практически пользоваться всеми видами письменных работ.
2.5. Рецензировать и редактировать свой и чужой ответы
2.6. Темп письма-120 значков в минуту.
Учебно- информационные умения и навыки (навыки чтения и использования литературы)
5 класс
7 класс
9 класс
класс
3.1.Бегло читать научно-популярную литературу и публицистические тесты.
3.2. Выразительно читать художественные произведения.
3.3. Темп чтения-120 слов в минуту.
3.4. Учиться выделять главное в текстах.
3.5. Овладевать формами систематизации учебного материала.
3.6. Подбирать книги по теме, пользуясь библиотечным каталогом.
3.7. Учиться правильно записывать на каталожную карточку данные о книге.
3.1. Темп чтения-150 слов в минуту.
3.2. Пользоваться планом для систематизации знаний по теме.
3.3. Осуществлять сравнение на основе текстов и иллюстраций карт, схем, таблиц, учиться делать выводы по теме.
3.4. Различать стили (научный, художественный, разговорный) и типы (повествование, описание рассуждение) текста.
3.5.Систематически работать со словарями, энциклопедиями универсального характера, справочной литературой по различным учебным дисциплинам.
3.6. Делать выписки из книг и журналов, систематизировать прочитанное.
3.1. Сохранять максимальный темп при ознакомительном чтении.
3.2. Совершенствовать технику извлечения информации.
3.3. Самостоятельно изучать несложные учебные темы.
3.4. Устанавливать межпредметные связи в отдельных учебных заданиях.
3.5. Самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов.
3.6. Слушать лекцию учителя, доклад ученика. Соединять восприятие содержания лекции, доклада с записями в виде плана, тезисов или конспекта.
3.7. Учиться работать с литературными источниками, содержащими различные точки зрения на изучаемые объекты и явления.
3.1. Самостоятельно определять цель чтения различной литературы.
3.2. Самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы, фиксировать в записях их основное содержание.
3.3. Анализировать учебный материал, выявлять аналогии.
3.4. Владеть приёмами систематизации учебного материала внутри предмета, уметь устанавливать межпредметные связи.
3.5. Применять знания в новых условиях.
3.6. Владеть навыком аналитического подхода к текстам.
3.7. Уметь в короткий срок подобрать необходимую научную,художественную,справочную