kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса "В царстве смекалки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана мною и реализована в учебном процессе. Элективный курс "В царстве смекалки" создаёт дополнительные возможности для формирования методологических и коммуникативных качеств обучающихся, способствует развитию устойчивого интереса к математике и мотивации. Программа базируется на системно-деятельностном подходе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "В царстве смекалки". »

Программа элективного курса для обучающихся 5 класса

« В царстве смекалки».

Автор: Кочемазова С.Н.



Пояснительная записка.





Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.

Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «В царстве смекалки», являются:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования;

  • Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Основная общеобразовательная программа МАОУ СОШ № 3;

  • Локальные акты МАОУ СОШ № 3, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного стандарта.

Использованы методические пособия:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, - М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения);

  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).

Программа базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Программа внеурочной деятельности «В царстве смекалки» предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а так же креативных качеств (вдохновенность¸ гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы задач у пятиклассников могут быть сформированы следующие способности:

- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

- целеполагать (ставить и удерживать цели);

- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение.

Программа позволяет пятиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а так же совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.

Цели: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью решения различных математических задач.

Задачи:

  1. Формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.

  2. Развить познавательный интерес.

  3. Способствовать приобретению навыков работы с различными чертежными инструментами.

  4. Способствовать развитию умения создавать абстрактные геометрические фигуры исходя из опыта наблюдений.

  5. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.

Форма организации: электив для учащихся 5 классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 35 часов.

Подготовка к занятию предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, в СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а так же старшие учащиеся.









Планируемые результаты освоения программы

Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;

  • мотивация деятельности;

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Метапредметные результаты:

  • развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

  • формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;

  • развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

  • развитие умения анализировать задачу и использовать схематическую запись условия;

  • развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • совершенствование вычислительных навыков;

  • формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.



Достичь панируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примером таких технологий являются игровые технологии.

Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия – связь ученика с учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.

Реализация программы способствует достижению следующих результатов:

В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умения оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умения самостоятельно определять и высказывать самые простые для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельностью (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.



Система оценки освоения программы


Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.

При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:

- письменные и устные проверочные работы;

- практические и творческие работы;

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств).

Программа поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады, международной игры «Кенгуру», предметных олимпиад «Олимпус».





Тематическое планирование

Тема

часы

1. Вводное занятие

1

2. Удивительный мир чисел

  • Числовые головоломки

  • Много ли это? (большие числа)

  • Угры с числами и предметами

  • Угадывание чисел

  • Расшифруйте (восстановите запись)

  • Магические квадраты

  • Системы счисления

  • Арифметическая викторина

8

1

1

1

1

1

1

1

1

3. Логика в математике

  • Старинные истории и задачи

  • Забавные исчезновения

  • Остроумный дележ

  • Затруднительные положения

  • Решение задач с конца

  • Переправы и разъезды

  • Упражнения со спичками

  • Задачи-шутки, задачи-загадки

  • Математические софизмы

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4. Геометрия

  • Простейшие геометрические фигуры на плоскости

  • Задачи на разрезание и складывание фигур

  • Упражнения с куском бумаги

  • Вычисление площадей

  • Фигуры в пространстве (куб, параллелепипед, многогранники)

  • Развертка куба, параллелепипеда

  • Вычисление площади боковой поверхности и объема (куб, параллелепипед)

  • Геометрические головоломки

  • Геометрическая викторина

9

1

1

1

1

1

1


1

1

1

5. Алгебра

  • Решение задач на части

  • Три основные задачи на дроби и проценты

  • Решение задач с помощью уравнений

5

1

2

2

6. Математические развлечения

  • Математические игры

  • Ребусы, кроссворды

  • Викторина

3

1

1

1



Содержание программы

Вводное занятие

Организационные вопросы. Цели и задачи курса. Правила техники безопасности на занятиях. Инструменты необходимые для работы.

Удивительный мир чисел

История развития числа. Числа великаны. Десятичная система счисления. Знакомство с другими системами счисления.

Логика в математике

Разбор и решение задач, которые учат рассуждать. Способы и методы рассуждений. Математические софизмы и их роль в развитии математики. Разбор софизмов.

Геометрия

История возникновения и развития геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Работа с понятием «площадь», «объем». Простейшие многогранники. Развитие «геометрического зрения».

Алгебра

Решение текстовых задач. Работа с текстом задачи, составление схемы для решения, краткая запись условия задачи.

Математические развлечения

Занимательная математика: игры, ребусы, кроссворды, шарады и т.д. Участие во внеклассных мероприятиях (олимпиада, Ломоносовская неделя)
















Литература

  1. Волина, В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей: кн. для учителей и родителей / В.В. Волина. – М.: Знание, 1992.

  2. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер; сокр. пер. с англ. В.С. Бермана; под ред. Г.Е. Шилова. – М.: Наука, 1987.

  3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

  4. Лебединцева, Е.А. Математика 5 класс, Тетради № 1, 2: задания для обучения и развития учащихся (дополнение к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика 5 класс») / Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова, - М.: Интеллект-Центр, 2007.

  5. Математика. 5 класс: учеб. для образоват. учрежд. / Н.Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2010.

  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 – 159 с. - (Стандарты второго поколения).

  9. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. -(Стандарты второго поколения).

  10. Шарыгин, И.Ф. Задачи на смекалку: учеб. пособие для 5-6 классов общеобразоват. учрежд. / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2006.

  11. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 классы: пособие для общеобразоват. учрежд./ И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 2010.



Интернет-ресурсы

  1. Математика: учеб.-метод.газ. – М.: ИД»Первое сентября»,1999, 2003, 2004. – Режим доступа: http://mat.1september.ru

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: www.school-collection.edu.ru

  3. Методика игровой педагогики. - Режим доступа: http://summercamp.ru

  4. Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа: http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html



Оборудование

  1. Набор геометрических фигур.

  2. Компьютер, мультимедиапроектор.

  3. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию.

  4. Подборка ЦОР.

  5. Плакаты с игровыми ситуациями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса "В царстве смекалки".

Автор: Кочемазова Светлана Николаевна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148083


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1440 руб.
2400 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства