Рабочая программа по математике на уровень начальной основной общеобразовательной школы.
Рабочая программа по математике на уровень начальной основной общеобразовательной школы.
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, утвержденного приказом по школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике на уровень начальной основной общеобразовательной школы.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Аркадия Ваганова»
(МБОУ СОШ № 1 имени А.Ваганова)
«УТВЕРЖДАЮ»
________________
(Г.Л.Ивонцина)
Приказ №159
от « 12» июня 2016 года
Рабочая программа
по математике
1 – 4 классы
_________________________
срок реализации 4 года
Слюсаренко Е.Г.
Принята на школьном
методическом объединении
учителей начальных классов
Протокол № 5
от «31» мая 2016г.
Год разработки
2016
Введение
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, реализующих программы начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, утвержденного приказом по школе № 159 от 12.04.2016.
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №1 имени Аркадия Ваганова город Мончегорск Мурманской области, утвержденной приказом по школе от 12.04.2016 №159, в соответствии с учебным планом школы основного общего образования на 2016-2017 учебный год и годовым календарным учебным графиком, утвержденными приказом по школе от 12.04.2016 №159. Программа рассчитана на реализацию в течение 4 лет в количестве 540 часов.
Рабочая программа реализуется с использованием учебника из перечня, утвержденным в списке учебников на 2016- 2017 учебный год приказом по школе № 159 от 12.04.2016:
М.И. Моро, Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В Математика 1,2 ч. М. Просвещение, 2012, 2013
Тетрадь по математике в 2-х частях. М. Просвещение, 2016
Планируемые результаты
В результате изучения курса математики обучающиеся на уровне начального общего образования:
научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико‑ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть;
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научитьсяраспознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научитьсявычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание курса
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
При реализации рабочей программы по математике планируется использовать следующие формы контроля:
- педагогическая диагностика(1 – 4 класс)
- тематические проверочные работы (1 - 4 класс)
- тематические контрольные работы (2 – 4 класс)
- контрольные работы за год (1-3 классы)
- ВПР
Тематическое планирование по математике 1-4 классы
№
Название раздела программы
Кол-во часов
Содержательные единицы
Планируемые результаты
1 класс
1
Числа и величины.
24
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение и сравнение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы вместимости (литр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Ученик научится:
сравнивать числа в пределах 20; использовать знаки сравнения для записи результата сравнения чисел; преобразовывать наборы путём увеличения, уменьшения и уравнивания количества их элементов;
Ученикможет научиться:
упорядочивать числа в пределах 20;
характеризовать количество чисел в наборе, порядок чисел в цепочке;
моделировать ситуации, требующие пересчёта, счёта, упорядочивания по количеству;
2
Арифметические действия.
50
Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Связь между сложением, вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме).
.
Ученик научится:
устанавливать содержательный смысл действий сложения и вычитания, различать компоненты этих действий; выполнять арифметические действия в пределах 20; понимать взаимосвязь компонентов действия сложения; проверять вычитание сложением; использовать при вычислениях переместительное свойство сложения;
Ученикможет научиться:
пояснять приём выполнения арифметического действия;
3
Работа с текстовыми задачами
23
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Ученик научится:
решать текстовые задачи в одно и два действия с вопросами «На сколько больше/меньше ...?», «Сколько всего ...?», «Сколько осталось ...?», задачи, содержащие отношение «больше/меньше на ... »
4
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
14
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Ученик научится:
различать геометрические фигуры на плоскости (отрезок, ломаную, круг, прямоугольник (квадрат), треугольник)
изображать отрезок, ломаную на клетчатой бумаге с помощью линейки;
Ученикможет научиться:
исследовать и выявлять свойства геометрических фигур с помощью действий измерения
называть и изображать от руки изученные геометрические фигуры.
5
Геометрические величины
5
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см, дм).
Ученик научится:
находить длину отрезка, изображать отрезок заданной длины; находить длину ломаной; сравнивать отрезки по длине;
использовать единицы измерения длин: сантиметр, дециметр.
Ученикможет научиться:
называть и изображать от руки изученные геометрические фигуры.
6
Работа с информацией
16
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма. Чтение таблицы.
Ученик научится:
читать несложные готовые таблицы;
Ученикможет научиться:
читать несложные таблицы (извлекать информацию).
2 класс
1
Числа и величины.
16
Чтение и запись чисел от нуля до100.Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Ученик научится:
читать и записывать числа в пределах 100; представлять число в виде суммы разрядных слагаемых; сравнивать числа, правильно применять соответствующие знаки сравнения;
Владеть техникой счёта (считать по порядку и в обратном порядке, считать парами, десятками, называть предыдущее и следующее числа, а также числа, расположенные в ряду между двумя данными);
2
Арифметические действия.
100
Умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица умножения. Связь между умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка множителей в произведении). Алгоритмы письменного сложения, вычитания. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата).
Ученик научится:
выполнять сложение и вычитание двузначных чисел (с переходом через разряд), осуществлять проверку правильности вычислений на основе понимания взаимосвязи между сложением и вычитанием;
правильно называть компоненты действий, уметь находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое;
выполнять умножение чисел 2, 3, на однозначное число, понимая связь сложения с умножением; использовать переместительное свойство умножения; выполнять деление в соответствующих умножению случаях;
находить значение числового выражения (в два-три действия), в том числе со скобками; понимать и использовать термины «сумма», «разность», «произведение», «частное» при чтении числовых выражений;
3
Работа с текстовыми задачами.
25
Решение составных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, рисунок).
Ученик научится:
решать текстовые задачи, включающие отношения «больше/меньше на ... », «больше/меньше в ... », записывать решение текстовых задач по действиям, составлять числовые выражения по условию текстовых задач;
Ученикможет научиться:
моделировать условие текстовой задачи в предметной, графической форме;
строить логическую цепочку рассуждений для решения задачи;
Распознавание и изображение геометрических фигур: прямоугольник, квадрат. Распознавание и называние: куб, параллелепипед.
Ученик научится: различать геометрические фигуры на плоскости (многоугольники), в пространстве (прямоугольный параллелепипед, куб).
Ученикможет научиться:
Исследовать и выявлять свойства геометрических фигур с помощью измерений, конструирования, моделирования и других действий.
5
Геометрические величины.
8
Единицы длины (мм, см, м). Периметр.
Ученик научится:
находить длину ломаной, периметр прямоугольника (квадрата), многоугольника; сравнивать отрезки по длине;
пользоваться единицами измерения длин: сантиметр, дециметр, метр.
6
Работа с информацией
2
Составление конечной последовательности (цепочки) геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого плана поиска информации.
Создание простейшей информационной модели
( цепочка).
Ученик научится:
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц.
3 класс
1
Числа и величины.
17
Чтение и запись чисел от нуля до 1000. Разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм), времени (секунда). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая).
Ученик научится:
читать и записывать числа в пределах 1000; сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел;
Ученикможет научиться:
исследовать и описывать числовые закономерности;
2
Арифметические действия.
82
Умножение и деление. Таблица умножения. Связь между умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Ученик научится:
использовать алгоритмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел;
применять знание таблицы умножения для умножения и деления двух- и трёхзначных чисел на однозначное;
устанавливать порядок выполнения арифметических действий и вычислять значения выражений со скобками и без скобок в два-три действия;
различать и правильно называть компоненты и результаты действий, находить неизвестный компонент арифметического действия
Ученикможет научиться:
упрощать вычисления на основе преобразования числовых выражений с использованием свойств арифметических действий.
3
Работа с текстовыми задачами.
27
Решение составных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы работы, купли-продажи и др. Объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Представление текста задачи ( таблица и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Ученик научится:
решать текстовые задачи в одно и в два действия с вопросами «Во сколько раз больше/меньше ... ?», задачи, содержащие отношение «больше/меньше на ... », «больше/меньше в ... »; записывать решение по вопросам, с комментированием,
Распознавание и изображение геометрических фигур: треугольник. Распознавание и называние: пирамида.
Ученик научится:
чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;
Ученикможет научиться:
распознавать плоские фигуры, имеющие ось симметрии, проводить ось симметрии от руки и по линейке;
5
Геометрические величины.
15
Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2,) Вычисление площади прямоугольника.
Ученик научится:
использовать соотношения между единицами измерения (длина, масса, время);
вычислять площадь прямоугольника, квадрата; использовать единицы площади.
Ученикможет научиться:
исследовать и выявлять свойства геометрических фигур с помощью измерений, конструирования, моделирования и других действий;
6
Работа с информацией
19
Интерпретация данных таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема).
Ученик научится:
Заполнять таблицу.
Ученикможет научиться:
Создавать простейшую информационную модель (схема).
4 класс
1
Числа и величины.
26
Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (центнер, тонна). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины ( сотая, тысячная).
Ученик научится:
читать и записывать числа в пределах 1 ООО ООО; представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых; сравнивать и упорядочивать числа, правильно применять соответствующие знаки сравнения;
находить закономерность в цепочке чисел, составлять цепочку чисел по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
выражать одни единицы измерения величины в других единицах измерения той же величины; приводить примеры использования величин в окружающем мире;
выполнять несложные практические действия с долями (половина, треть, четверть, пятая часть и т. д.): сравнивать доли, находить долю целого и целое по его доли;
моделировать смысл отношений «больше/меньше на ... », «больше/меньше в ... », выражений «всего», «осталось», «поровну» и правильно связывать их с арифметическими операциями;
выполнять письменно сложение и вычитание трёх- и четырёхзначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число; применять при вычислениях свойства арифметических действий, взаимосвязь между арифметическими действиями;
правильно называть компоненты действий, уметь находить неизвестные компоненты действий; осуществлять проверку правильности вычислений на основе понимания взаимосвязи между сложением и вычитанием, умножением и делением;
использовать действия вычитания и деления для сравнения чисел: «больше/меньше на ... », «больше/меньше в ... »;
устанавливать порядок выполнения действий в числовых выражениях, находить значения числовых выражений (в том числе со скобками) в три-четыре действия
Ученикможет научиться:
вычислять устно, используя разные приёмы вычисления, основанные на применении свойств арифметических действий;
использовать буквы для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий;
3
Работа с текстовыми задачами.
35
Решение составных текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, и др. Скорость, время, путь; и др.. Представление текста задачи (диаграмма и другие модели).
Ученик научится:
решать задачи практического содержания (в том числе используя зависимости между величинами: ценой, количеством и стоимостью; скоростью, временем и расстоянием и др.); применять различные способы описания рассуждения: по вопросам, с комментированием, составлением выражения;
Ученикможет научиться:
моделировать условие текстовой задачи с помощью предметов, схем, рисунков;